Библиотека, Барбикан, Бирюлево
Высшая школа экономики начала цикл лекций в КЦ «Дружба» в Западном Бирюлево. Это совместный с департаментом культуры Москвы проект, который направлен на реновацию городских культурных центров и расширение интеллектуального досуга москвичей. Первая лекция как раз и была посвящена архитектуре культурных центров в разных уголках мира. О библиотеке с иллюминаторами на крыше, лондонском районе Барбикан и честных домах-«обувных коробках» рассказал преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ Артем Дежурко.
Эстетика брутализма
«Скоро районные культурные центры будут строить архитекторы с громкими именами, так как именно эти средоточия культурной жизни отдельного района становятся важными для общества в целом», — рассуждает преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ Артем Дежурко. Ведь что такое культурный центр? Это не только переименованный советский дом культуры или обустроенное под галерею помещение бывшего завода. Феномен культурного центра вмещает в себя все, что связано с интеллектуальным обменом. В качестве примера Дежурко рассказал о двух таких местах — одном за рубежом и одном в России.
В Лондоне есть легендарный район под названием Барбикан (Barbican). Он строился в 1960-80-е годы и сейчас представляет собой лабиринт из домов, соединенных мостами, галереями, платформами. Гулять по такому району — уже приключение: можно нырнуть «под брюхо» многоэтажного дома и пробежаться по серпантину пандусов. «Это похоже на наш советский микрорайон, только по качеству архитектуры раз в десять лучше», — замечает Дежурко. Но всех живущих в этом районе людей надо было как-то объединить, и архитекторы спроектировали в недрах Барбикана культурный центр, состоящий из целого комплекса зданий: концертного зала, обитого деревом (он предназначен для исполнения живой музыки, без динамиков), театра, художественной галереи, библиотеки и кафе.
Сейчас общественная значимость культурного центра Барбикана настолько велика, что звезды мировой величины стремятся выступить в нем. А жители района недавно добились, что в галерее отменили выставку, где должны были показывать чернокожих людей на привязи (выставка посвящалась истории дискриминации негров). Культурный центр стал особенно популярен у лондонцев в последнее время благодаря умной и аккуратной реконструкции (была проведена перепланировка террас, зато мебель в кафе оставили старую — 60-х годов). Молодежи нравится просто гулять по зданиям культурного центра, сидеть вечерами на лестницах, а не только ходить туда специально на концерты или выставки.
Секрет популярности культурного центра Барбикана — в эстетике старой бруталистско-жесткой архитектуры строений, где вовсю кипит современная жизнь. Это всегда более привлекательно, чем культурные инициативы в новых зданиях, считает Дежурко: «С возрастом нарастает «фактура», старый лак на паркете подчеркивает историю. Но в конце концов, не очень важно, как построено здание, важно то, как сейчас люди живут вокруг него».
Библиотека особого режима
Юный слушатель — блондин Никита Наумов, житель Западного Бирюлева — завсегдатай КЦ «Дружба». Он интересуется искусством и на этой лекции постоянно задает вопросы. «Я увлекаюсь архитектурой в частности и искусством в целом, — говорит он. — А еще я регулярно хожу в свой культурный центр на занятия по танцам. О предстоящей лекции мне сказал мой хореограф, и я сразу решил прийти. Мне стало интересно, что же происходит с разными культурными центрами в мире, как они построены и как там протекает жизнь. Особенно интересным был рассказ о выборгской библиотеке».
Особенность библиотеки города Выборга в том, что формально она не является культурным центром, но по сути выполняет его функции. Библиотека была построена в 30-е годы XX века гениальным финским архитектором-модернистом Алваром Аалто в городе, на тот момент входившим в состав Финляндии. Аалто лишил стены библиотеки обычных окон, решив, что на их месте должны стоять книжные шкафы, а единственным источником света для читального зала сделал крышу с множеством иллюминаторов в ней. Он рассчитал количество пасмурных дней в году, угол падающего солнечного света в условиях выборгского климата и высчитал необходимое для нормального освещения количество иллюминаторов. В советское время интерьер изменился, появились ненужные светильники московского завода «Электроприбор», потекли потолки. К 2013 году библиотеку отреставрировали финны… на русские деньги.
Финны, обожающие Аалто, очень аккуратно подошли к вопросу реставрации, сохранили детали, по чертежам восстановили уникальный волнообразный акустический потолок в лекционном зале, и в итоге возродилась библиотека невероятной архитектурной изысканности. Сейчас это излюбленное место встреч местной интеллигенции. Библиотека даже учредила свои премии — «лучшая читающая семья», «лучший читающий студент» и др. Лауреаты получают в подарок маленькую модель библиотеки, сделанную известным итальянским архитектором Гаэтано Пеши.
Выборгская библиотека разрушает стереотипное представление о российской библиотеке как о неком режимном учреждении, куда невозможно попасть без читательского билета, где нужно обязательно выключать звук телефона и пребывать в постоянном страхе получить за что-нибудь выговор. Библиотека в Выборге стала важным общественным и объединяющим культурным центром, куда может свободно прийти любой желающий.
Главное — внутри
Директор культурного центра из соседнего Северного Чертаново Станислав Бирюков приехал в КЦ «Дружба» по делам и увидел афишу предстоящего мероприятия: «Мне очень интересно посмотреть, как здесь проходят лекции, потому что нам скоро тоже предстоит организовать у себя лекционный цикл. Сегодняшняя тема очень кстати пересеклась с моей работой. Приятно, что лектор рассказал об архитектуре и работе выборгской библиотеки, построенной финским архитектором. Библиотечная культура наиболее высоко развита сейчас именно в Финляндии, там люди приходят в библиотеки приятно провести досуг и даже предпочитают заниматься учебой и делами там, нежели дома».
Артем Дежурко сделал краткий обзор других «архитектурных изысков» — буфета культурного центра на Майорке, подземной парковки культурного центра в Японии. Но заметил, что, по его мнению, лучшие здания — это здания в виде «обувных коробок»: похожие на модернистские, простые и честные, они не стремятся никому понравиться. Они предполагают внимание к внутреннему удобству и функциональности, ведь если архитектор не заботился о внешнем эффекте, то самое важное сосредоточил внутри здания.
Подготовила Мария Кулькова, специально для новостной службы портала ВШЭ
Дежурко Артем Константинович
Преподаватель Школы дизайна
Вам также может быть интересно:
Новая столица Монголии: команда ФГРР представила мастер-план в финале международного архитектурного конкурса
В ходе финала международного конкурса в Улан-Баторе команда Факультета городского и регионального развития и Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ представила руководству Монголии и международному жюри мастер-план будущей столицы Монголии — Нью-Хархорума.
Электросамокаты: битва за Москву
Центр СИТИ (социальных исследований и технологических инноваций) факультета городского и регионального развития ВШЭ провел исследование актуальной столичной проблемы: как москвичи относятся к электросамокатам на улицах. Ученые выяснили, чего горожане ждут от этого вида транспорта и как сделать его использование более безопасным. Результаты опроса были представлены на круглом столе, состоявшемся в университете 6 июня 2024 года.
Вышка и правительство Мурманской области объявляют набор в летнюю школу по арктической урбанистике
Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ в партнерстве с правительством Мурманской области, администрацией города Мурманска и Мурманским арктическим университетом (МАУ) приглашает принять участие в летней школе студентов всех факультетов Вышки. Программа посвящена комплексному исследованию нескольких районов Мурманска и рассмотрению на их примерах особенностей городской среды арктических городов.
Мастер-план как инструмент развития города
В Вышке 16–17 мая проходит Форум имени А.А. Высоковского «Доказательная урбанистика: инструменты профессионалов». Организатором мероприятия стал факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ. Эксперты обсуждают актуальные вопросы градостроительства, цифровизацию, развитие экономики и социальной сферы городов, улучшение городской среды, повышение качества жизни горожан и другие темы.
Урбанисты Вышки стали участниками Глобального форума мэров в китайском Гуанчжоу
Команда факультета городского и регионального развития Вышки приняла участие в событии мирового масштаба в области городского развития — Глобальном форуме мэров (Global Mayor's Forum). Крупнейший съезд урбанистов, состоявшийся в декабре 2023 года в Гуанчжоу (КНР), собрал более 800 гостей из 65 городов и 37 стран, а также 9 международных организаций.
Эксперты ФГРР Вышки создали мастер-план развития Уссурийска
Сегодня для 25 городов Дальнего Востока утверждены мастер-планы с масштабными проектами обновления и устойчивого развития до 2030 и 2040 годов. Одним из таких проектов стал мастер-план развития Уссурийского городского округа, разработанный командой факультета городского и регионального развития (ФГРР) НИУ ВШЭ и представленный президенту Российской Федерации в сентябре в рамках Восточного экономического форума — 2023.
«Видеть Москву на первом месте среди городов стран БРИКС в рейтинге приятно, но не удивительно»
Международный консорциум исследовательских организаций из Китая, Индии и России, в который входит факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ в лице экспертов Высшей школы урбанистики и Центра социальных исследований и технологических инноваций (СИТИ), разрабатывает индекс технологического и пространственного развития городов (Urban & Innovation Environment Index). Недавно насайте проекта был опубликован топ-10 крупнейших городов стран БРИКС. Первую строчку рейтинга заняла российская столица, за ней следуют Пекин, Шанхай, Сан-Паулу, Гуанчжоу.
ВШЭ разрабатывает мастер-план Нового Уренгоя
Междисциплинарный консорциум под лидерством НИУ ВШЭ разрабатывает мастер-план города Новый Уренгой — один из ключевых стратегических документов, определяющих вектор его развития до 2035 года. Над проектом работает команда из 38 экспертов в сфере урбанистики, архитектуры, образования, технологического роста и др.
«Помимо города реального, на авансцену начинает выходить город виртуальный»
В Вышке стартовал набор в новую онлайн-магистратуру «Цифровая урбанистика и аналитика города». Какие процессы порождает онлайн-город, почему урбанисты отчасти «цифровые следопыты», по какой причине аналитики города востребованы на региональных рынках и о кадровом голоде в отрасли, рассказывают Екатерина Зарудная, академический руководитель программы, и Кирилл Пузанов, ее научный руководитель.
Эксперты Вышки разработали инструмент измерения культурного капитала городов
Уровень культуры города и ее отдельных элементов трудно уловить и тем более измерить. Тем не менее такие измерения позволяют понять текущие проблемы жизни города и горожан и планировать ее развитие. Эксперты ВШЭ разработали Индекс культурного капитала городов (далее — ИККГ) с населением более 250 000 жителей и региональных центров, где отражены 25 показателей, объединенных в 5 групп, отражающих число заведений культуры, интенсивность культурной жизни, результаты заявок на гранты крупных проектов, качество академической и образовательной среды и коммуникаций. Лидерами рейтинга неожиданно стали не две столицы, а Петрозаводск, Белгород и Томск.