Ученые ВШЭ обсудили со спикером Госдумы науку и образование
Равенство образовательных возможностей
В послании к Федеральному Собранию Президент назвал важнейшим механизмом развития страны и обеспечения в ней социальной справедливости равенство образовательных возможностей. Однако, по данным ОЭСР за текущий год, Россия в этом вопросе не только ниже стран-лидеров, но и ниже среднего по такому показателю, как доля школьников из семей с низкими социально-экономическими ресурсами, которые смогли достичь высоких результатов. «То же самое мы видим и по результатам ЕГЭ, и по школьным оценкам: разрыв здесь часто достигает практически 100%», — отметил Сергей Косарецкий, доцент Института образования НИУ ВШЭ.
Большая проблема, по мнению эксперта, кроется в самой системе школьного образования, которая фактически сегрегирована. «Неблагополучные» дети концентрируются в определенной группе (это порядка 25% школ), в которых меньше ресурсов, менее квалифицированы кадры, меньше возможностей для дополнительного образования. В статье ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, опубликованной в ноябре прошлого года, совокупные оценки неуспешных молодых людей составляли 25%, а эта потеря фактически означает потерю 15% ВВП.
По мнению Сергея Косарецкого, необходимо с раннего возраста выстраивать систему психолого-педагогического патронажа семей с невысоким социальным статусом, помогать им в воспитании и образовании детей. И, конечно, важно ввести дополнительный коэффициент к нормативному финансированию школ, где много таких учеников, — для того, чтобы можно было привлекать квалифицированных учителей, логопедов, психологов, так как многие из этих детей с особенностями в поведении.
«Нам надо не бояться серьезных изменений, направленных на то, чтобы образование работало не как стандартный социальный лифт с равными условиями — потому что условия исходно неравны, а чтобы система работала как социальный перемешиватель, — добавил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. — А также не забывать, что эта проблема не только детей из семей с низкими доходами, но и родителей с низким образовательным статусом».
Персонификация обучения
Адаптировать школьную программу к индивидуальным особенностям развития ребенка, а также снизить социальное неравенство могут новые технологии. Благодаря целенаправленной государственной политике за 10 лет в школах доступ учащихся к Интернету вырос с 35% до 95%. Сейчас этот показатель выше среднего, чем в ОЭСР, а по темпам — Россия вырвалась в лидеры. Однако, как рассказал заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ Сергей Малиновский, и в этой сфере существуют барьеры и одновременно возможности для дальнейшего развития.
Во-первых, необходимо обеспечить hard-инфраструктуру качественными soft-решениями.
Во-вторых, преодолеть местами сильное сопротивление школ относительно внедрения новых технологий. Как показал опрос московских школьников, проведенный экспертами Института образования НИУ ВШЭ, 70% детей пользуются образовательными интернет-ресурсами, в том числе для того чтобы найти дополнительную информацию во время учебных занятий в школе. При этом 90% говорят, что учитель запрещает пользоваться гаджетами.
В-третьих, необходимо (и об этом говорят участники рынка) на федеральном уровне регулировать требования к идентификации личности обучающихся при дистанционном обучении. И наконец, одна из самых главных задач — отделение полезного онлайн-продукта от бесполезного. На сегодняшний день существует список одобренных учебников и ничего кроме этого.
«Переход на цифру — ключевой вызов для правового регулирования и образования в целом, — отметил Володин. — В мае мы собираемся провести с президентом Европейской ассоциации образовательного права семинар по вопросам правового регулирования цифрового образования».
Онлайн-образование
Как напомнил Ярослав Кузьминов, сегодня Вышка имеет более 100000 онлайн-студентов в Соединенных Штатах Америки, более 100000 онлайн студентов в Европейском союзе и свыше 50000 онлайн студентов в Украине. И это, по мнению ректора, мощный ресурс не только для экспорта образования, но и мощный канал влияния, распространения знаний о том, чем является Россия и российское высшее образование.
В продолжение темы цифровизации образования проректор НИУ ВШЭ Игорь Чириков развенчал миф о том, что онлайн-курсы дают менее качественные знания, чем традиционное обучение в вузе. Проведенный Вышкой эксперимент, во время которого одна группа студентов слушала курс онлайн самостоятельно, вторая — вместе с преподавателем, третья — слушала курс онлайн, а затем посещала семинары, показал, что никаких статистически значимых различий в освоении материала нет, все три группы студентов сдали экзамен приблизительно одинаково.
«Понятно, что одно из главных достоинств онлайн-образования в том, что если вуз не может позволить себе качественного профессора, его лекции можно послушать онлайн. Однако мне кажется важным, чтобы материал онлайн-курсов проходил обязательную сертификацию. Кроме этого, если мы говорим не только о получении знаний, но и об их фиксировании, необходима регистрация по биометрическим данным», — подчеркнул Вячеслав Володин.
Конкурентоспособность высшего образования
Один из самых масштабных проектов, инициированный Президентом в 2012 году — повышение конкурентоспособности и вхождение не менее 5 российских университетов в топ-100 (лучшие университеты мира), привел, по словам научного сотрудника Института образования НИУ ВШЭ Олега Лешукова, к беспрецедентным результатам.
В прошлом году 9 российских вузов вошли в топ-100, в два раза опередив график, при этом за довольно короткий срок (за 4 – 5 лет). Как отметил Лешуков, аналогичные программы в мире проходят цикл за 15 – 20 лет и тратят кратно больше средств.
Чтобы сохранить положительную динамику российских вузов и к 2035 году обеспечить вхождение во все предметные рейтинги не менее одного российского вуза, необходимы, по мнению эксперта, следующие меры.
Во-первых, поддерживать долгосрочные научно-исследовательские программы и повестки, создавая условия для 3-5-7-летних грантов и исследовательских программ.
Во-вторых, активно заниматься привлечением и подготовкой молодых кадров. Сегодня вузы Проекта 5-100 получили право присуждать собственную научную степень, но нужно идти еще дальше — обеспечить право лучшим вузам открывать новые научные направления, которые будут признаваться глобальным академическим сообществом. Например, сегодня не существует таких научных направлений, как менеджмент, компьютерные науки, госуправление, урбанистика.
И третья мера связана с поддержкой глобальной конкурентоспособности, а для этого необходима современная инфраструктура. Многие ведущие зарубежные университеты выстраивают рекламные кампании, показывая свои инфраструктурные возможности. В этом направлении у российских вузов есть потенциал. Необходимо пересмотреть существующую и принять новую концепцию функционального наполнения помещений, учесть зоны для совместной работы учащихся, современные лаборатории, где можно выполнять междисциплинарные проекты, и так далее. Кроме этого, нужно обеспечить шаговую доступность учебной инфраструктуры. К сожалению, у большинства российских вузов такой возможности нет.
В свою очередь проректор НИУ ВШЭ Мария Юдкевич обратила внимание участников встречи на вопрос усиления интеграции российских вузов в мировое сообщество. Помимо статей, написанных в соавторстве с зарубежными коллегами, не менее важна кооперация, которая происходит внутри университета, когда зарубежные ученые приезжают к нам. В последние годы очень много государственных инициатив поддерживают подобную международную кооперацию в краткосрочном формате, однако все еще мало исследователей приезжают в российские вузы на долгосрочные контракты. И связано это с целым рядом законодательных проблем, например, не решено пенсионное обеспечение этих людей.
В отношении финансирования долгосрочных научных проектов Вячеслав Володин предложил перейти на трехгодичный бюджет по аналогии с принятием федерального бюджета. А ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов привел в пример Китай, где государство взяло на себя обязательство финансировать университету 50 или 60% стоимости контракта с иностранным профессором при условии, что он соответствует стандартам публикаций, цитируемости и другим показателям.
Новая редакция закона о науке
Доцент ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Константин Фурсов направил беседу в русло обсуждения новой редакции закона о науке — «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в РФ», который должен заменить действующий сегодня ФЗ-127 от 1996 года. Новый закон отражает многие высказанные на встрече идеи, касающиеся гибкости регулирования научной деятельности и повышения ее открытости, процедур финансирования науки и совершенствования системы мониторинга и оценки, введенной впервые в законодательное регулирование, вопросов, связанных с развитием инфраструктуры и так далее.
Однако есть и ряд важных упущений. К примеру, в сферу науки вовлечено очень много различных акторов — исследователи, преподаватели вузов, техники, инженеры, вспомогательный персонал. Но все они остались вне понятийного аппарата нового закона. Кроме этого, чисто номинально введено понятие «экспериментальные разработки», которые дальше в законе никак не соотносятся с другими видами научной деятельности (а они составляют 2/3 внутренних затрат на науку в стране). А понятие «вузовская наука» вообще исчезло из закона (есть понятия «научные организации», «академия наук», «государственные научные центры»).
Как отметил проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин, предполагается, что в сферу регулирования нового закона о науке попадет аспирантура, которая сейчас регулируется законом «Об образовании в Российской Федерации», однако никакого механизма перехода не закладывается. «В 2012 году появление аспирантуры в законе об образовании в качестве образовательной программы стало определенным шоком для системы в целом. Я боюсь, если сейчас случится второй шок, от российской аспирантуры вообще ничего не останется», — сказал Сергей Рощин.
Ярослав Кузьминов отметил и другую проблему аспирантов, сказав, что «только во сне можно считать нормальной ситуацию, когда взрослый человек 25-30 лет, часто с семьей, должен жить и вести исследования на 2000-2500 в месяц». В связи с этим 80% аспирантов вынуждены работать полный рабочий день, из них только 25% работают в области, связанной с темой их диссертации. Решить проблему, по мнению ректора, можно, выделяя гранты аспирантам.
«Эти вопросы, безусловно, требуют профессионального решения, и самое главное — они очень важны с позиции развития экономики, в том числе цифровой экономики, — сказал, подводя итог встречи, Вячеслав Володин. — Без разговора об образовании и науке не может быть разговора о любом сегменте экономики». Он выразил надежду на дальнейшее сотрудничество с исследователями Вышки в рамках экспертной работы. Он также отметил, что «подобные встречи должны иметь системный характер, и в будущем в них будут участвовать представители профильных комитетов Госдумы, что позволит оперативно реагировать на замечания экспертного сообщества».
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Директор Центра социально-экономического развития школы
Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор ВШЭ
Лешуков Олег Валерьевич
Научный сотрудник Института образования
Малиновский Сергей Сергеевич
Заместитель директора Института образования
Рощин Сергей Юрьевич
Проректор ВШЭ
Фурсов Константин Сергеевич
Доцент Департамента образовательных программ
Юдкевич Мария Марковна
Проректор ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане
Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.
Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования
В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.
Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему
Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.
ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге
23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.
Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей
В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.
НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов
В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.
В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования
Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.