• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Здоровье школьников как немедицинская проблема

Видеозапись

29 марта состоялся очередной семинар Экспертной группы № 8 по подготовке предложений по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. и Института развития образования ВШЭ. С докладом «Здоровье детей как критический фактор политики в области детства» выступила заведующая кафедрой междисциплинарных основ здоровьесбережения Государственного института новых форм обучения Серафима Чечельницкая.

Выводы о состоянии здоровья российских школьников сделаны автором доклада на основании регулярного мониторинга Государственного института новых форм обучения, в котором принимают участие около десяти тысяч человек из трех городов: Вологды, Москвы и Петропавловска-Камчатского.

Сохранение здоровья школьников является одним из шести направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» — общеизвестно, что со здоровьесбережением в российских школах большие проблемы. Плохое здоровье современных школьников стало темой для многочисленных спекуляций в СМИ. Однако оно же является оправданием для педагогических работников: действительно, а как учить «больных детей»? Вполне естественно, что результаты обучения будут низкими: ведь «современные дети — больные». А болезни детей (а значит, и их здоровье) — это дело медицины, а не образования. В своем докладе Серафима Чечельницкая предложила рассматривать здоровье не как отсутствие болезней, а как ресурс, позволяющий полноценно функционировать в обществе. Соответственно, в рамках исследования школьников их «здоровье» — это ресурс, необходимый для успешного обучения. Состояние этого «ресурса», по мнению автора доклада, далеко не всегда связано с наличием или отсутствием у человека того или иного медицинского диагноза.

Работоспособность, стрессоустойчивость, утомляемость — все это является составляющими «здоровья как ресурса для обучения», так как накладывает серьезные ограничения на познавательные возможности школьника. Однако низкая работоспособность или невнимательность далеко не всегда бывают связаны с тем или иным медицинским диагнозом, хотя напрямую зависят от общего состояния организма ребенка или подростка. «Работать над тем, чтобы здоровье школьника позволяло ему успешно учиться, необходимо не только врачам, но и системе образования в сотрудничестве с родителями», — считает Серафима Чечельницкая.

Результаты мониторинга, послужившие основой для доклада, показывают, что ряд распространенных проблем со здоровьем школьников имеет чисто социальные, а не медицинские причины. Так, исследование безнадзорных детей и подростков позволяет говорить о том, что для них свойственны проблемы с вниманием, концентрацией, памятью, которые в дальнейшем могут перерасти в нервные расстройства. Эти трудности, которые педагогические коллективы часто связывают с ленью или нежеланием учиться, происходят от нездорового распорядка дня, неправильного питания ребенка, которым не занимаются взрослые. Появления впоследствии у такого ребенка медицинского диагноза можно избежать, если вовремя начать работать с его семьей или хотя бы обеспечить ему нормальное питание в школе.

Другая серьезная проблема — незнание педагогами детской физиологии и психологии — также часто оборачивается ростом заболеваемости в будущем. Так, особенности развития в раннем юношеском возрасте приводят к тому, что у некоторых учащихся начинаются головные боли, развивается утомляемость, сонливость. Учителя не знают о таких особенностях физиологического развития и не умеют с ними работать. Соответственно, у школьника начинают «искать» болезнь и часто находят, например, вегето-сосудистую дистонию. Дальше имеет место феномен «научения болезни», когда человеку рассказывают о том, какие симптомы у него должны появится, что он должен чувствовать, и он внушает себе, что это все у него есть. Со временем у подростка может таким образом действительно развиться соответствующее заболевание.

С незнанием учителями особенностей возрастного развития связан и рост нервных заболеваний, в котором часто обвиняют школу. На самом деле процессы взросления сами по себе часто проходят тяжело. Однако, поскольку педагогические работники зачастую не умеют учитывать возрастные особенности учащихся, школа становится дополнительным фактором стресса. Кроме того, иногда детям, у которых взросление походит проблематично, ставят медицинские диагнозы, не вполне соответствующие действительности. По мнению Серафимы Чечельницкой, необходима серьезная просветительская работа с учителями, школьными психологами, социальными педагогами. Они должны осознавать трудности, с которыми могут столкнуться школьники, и понимать, в каких случаях следует посоветовать обратиться к врачу, как правильно распределить учебную нагрузку.

Очень важна просветительская работа с преподавателями физкультуры. Результаты мониторинга показывают, что физическое развитие школьников не является нормальным. Большинство врачей сейчас определяют развитие ребенка «по старинке» — по соотношению роста и веса, так что большинство учащихся оказываются вроде бы вполне развитыми. Однако в норме у человека с возрастом должны развиваться определенные мышцы: плечевой пояс, брюшной пресс, спина, ноги. Комплексное исследование физического развития школьников, проведенное в рамках мониторинга, показывает, что большинство современных детей не становится сильнее «относительно своего роста». Лучшие результаты наблюдаются только у тех, кто занимается в спортивных секциях. Современные уроки физкультуры не дают школьникам нормального физического развития. Необходимы индивидуальные программы, наборы специальных упражнений для каждого школьника в зависимости от его физического развития, считает Серафима Чечельницкая.

Подобное изменение принципов преподавания физкультуры в школах не потребует, по мнению автора доклада, существенных дополнительных вложений. Государственный институт новых форм обучения уже сотрудничает с несколькими школами в Восточном административном округе Москвы. Для каждого школьника составляется профиль его физического развития, на основании которого учитель физкультуры подбирает ему упражнения.

В целом, по мнению Серафимы Чечельницкой, необходимо проводить просветительскую работу с учителями и родителями, формировать представления о здоровом образе жизни у школьников, организовать междисциплинарные исследования и комплексную работу систем образования, здравоохранения и семьи.

В ходе дискуссии по докладу директор Института социологии образования Российской академии образования (РАО) Владимир Собкин отметил, что, по его мнению, докладу не хватило исследования распространения среди школьников заболеваний, передаваемых половым путем. Именно в связи с этой проблемой наиболее ярко проявляется ключевая для понимания состояния здоровья российских школьников противоречивость подростковой субкультуры. С одной стороны, российские школьники испытывают почти священный ужас перед заболеваниями такого рода, но с другой — не делают ничего, чтобы этих заболеваний избежать. Ключ к решению проблем со здоровьем школьников лежит в осторожной работе с подобной субкультурой. Отношение детей и подростков к здоровью в целом является таким же противоречивым: здоровье для подросткового сообщества — ценность, болезнь — стигма, но ничего для сохранения здоровья и во избежание болезней ими не делается. Школа как основной институт социализации должна работать со школьниками таким образом, чтобы прививать им ценность здорового образа жизни, сказал Владимир Собкин.

С его мнением в целом согласился научный руководитель Института развития образования (ИРО) ВШЭ Исак Фрумин. «Мы все больше осознаем важность внешних факторов (таких, как здоровье школьников) для учебных достижений», — отметил он. Поэтому сбережение здоровья является важной задачей школы и как образовательного учреждения и как института социализации. Однако, по мнению Фрумина, сейчас необходимо избежать ошибок советского времени, когда под лозунгом «сохранения здоровья школьников» практически впустую тратились огромные средства. Поэтому школам стоит рекомендовать только уже проверенные методики, чтобы избежать ситуации конца 1980-х годов с обилием сомнительных здоровьесберегающих «авторских» методов, которые пытались внедрять в школах. Новой российской школе необходимы решения одновременно эффективные, недорогие и более или менее универсальные, уверен Фрумин.

С этим мнением согласились многие участники дискуссии, заинтересовавшиеся, в частности, сравнением опыта школ Восточного административного округа Москвы, работающих с Институтом развития новых форм обучения, и школ здоровья, на которые были потрачены большие средства.

Директор центра прикладных экономических исследований и разработок ИРО ВШЭ Татьяна Абанкина в своем выступлении отметила, что при работе по сохранению здоровья школьников необходимо с уважением относиться к праву людей на частную жизнь. Данные о здоровье очень легко «просачиваются» за пределы медицинских кабинетов, что с учетом отношения школьников к болезни может привести к нежелательным последствиям. О чужом здоровье нужно заботиться с большим педагогическим тактом, считает Татьяна Абанкина.

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В питерской Вышке открылся Институт психологии здоровья

На базе Школы социальных наук НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург начал работу Институт психологии здоровья. Это новое подразделение объединит исследователей, которые изучают поведение людей и когнитивные процессы. Под началом института также в питерской Вышке запустятся три научные лаборатории. Рассказываем, какими исследованиями займутся ученые.

Здоровое питание как инструмент экономии: пути снижения затрат на здравоохранение в России

В России ежегодные затраты на лечение только сахарного диабета второго типа составляют больше 500 млрд рублей. Продвижение программ здорового питания может снизить нагрузку на систему здравоохранения и увеличить продолжительность жизни. К таким выводам пришли экономисты из НИУ ВШЭ, проанализировав мировой опыт участия государства в популяризации здорового образа жизни.

НИУ ВШЭ открывает новую программу microdegree «Исследователь в EdTech»

Институт образования Высшей школы экономики в партнерстве с компанией Skyeng анонсировал запуск новой образовательной программы «Исследователь в EdTech: data-driven-подход для цифровых образовательных продуктов». Новый курс, призванный подготовить специалистов по комплексному анализу пользователей и рынка в сфере образовательных технологий, рассчитан на 9 месяцев и завершается присвоением microdegree.

Питерская Вышка выходит на международный рынок профессионального образования

НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые познакомил международных партнеров с программами дополнительного профессионального образования (ДПО), которые реализуются в университете. Презентация прошла в рамках визита представителей Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) университета в Индию.

НИУ ВШЭ запускает 12 новых программ высшего образования в формате онлайн

Высшая школа экономики открывает новые онлайн-программы по маркетингу, праву, ИТ, психологии и другим направлениям. С 1 апреля для поступления стали доступны 10 магистерских программ, а с 14 июня запустятся 2 новые программы онлайн-бакалавриата. Всего в НИУ ВШЭ в 2024 году открыт набор на 33 программы бакалавриата и магистратуры в формате онлайн.

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

НИУ ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов цифровой экономики

Высшая школа экономики заняла 2-е место в новом рейтинге вузов цифровой экономики по Москве и Санкт-Петербургу за 2023 год, уступив лишь МГТУ им. Баумана. НИУ ВШЭ обошел профильные ИТ-университеты — МФТИ (3-е место) и ИТМО (5-е место), — а также МГУ (4-е место).

НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральный университет запустили олимпиаду по промышленному программированию для школьников

НИУ ВШЭ совместно с «Тинькофф» и Центральным университетом объявили о проведении первой в России олимпиады по промышленному программированию для старшеклассников — PROD. Ее участники не просто решают теоретические задачи, а работают над реальными бизнес-кейсами из ИТ. Такой формат позволяет полностью погрузиться в профессию разработчика до поступления в вуз.

ВШЭ запустила маркетплейс ДПО

Высшая школа экономики запустила инновационный цифровой проект — маркетплейс дополнительного профессионального образования. Сейчас на витрине маркетплейса размещены более 700 программ ДПО Вышки, в дальнейшем планируется привлечение программ ДПО других российских вузов.

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.