Подведены итоги Конкурса инноваций в образовании — 2025

22 ноября в конгресс-холле Альфа-Банка состоялась церемония награждения финалистов, победителей в номинациях и абсолютного победителя Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2025). Он проводится 12-й раз, и сегодня это хорошо известный в образовательном сообществе флагманский проект Высшей школы экономики, объединяющий формальное образование, EdTech и частные инициативы.
Второй год партнером конкурса является Альфа-Банк, и за это время число заявок выросло в три раза, составив почти 1,4 тысячи. Представлены 77 регионов России и 8 стран ближнего зарубежья.
Открывая церемонию награждения, директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев отметил, что одна из больших идей конкурса — собрать вокруг него сообщество единомышленников. По его словам, без поддержки Альфа-Банка было бы сложно достичь сегодняшних показателей и Вышка ценит интеллектуальный вклад своего партнера.

Евгений Терентьев добавил, что конкурс поддерживают еще порядка тридцати партнеров, а заявки оценивали более 150 экспертов.
О пользе сообществ
Экспертная дискуссия, состоявшаяся в рамках церемонии награждения, была посвящена теме сообществ, поскольку одна из задач КИвО — формирование сообщества инноваторов.

HR-директор Альфа-Банка Марат Исмагулов рассказал, что в Альфа-Банке действует порядка 60–70 внутренних сообществ — сотрудники объединяются по интересам, и это «хороший связующий клей с точки зрения корпоративной культуры». «Из любой компании легко уйти, а уйти из компании хороших людей, близких тебе по духу, с которыми ты разделяешь интересы, сложнее», — пояснил он.

Проректор НИУ ВШЭ Ирина Мартусевич сообщила, что только в московской Вышке есть порядка 200 студенческих сообществ, и это особенно важно с учетом сложностей, которые студенты испытывают в ходе учебы. «Главный принцип — никакого принуждения. Если мы видим инициативу, нужно окружить ее вниманием и лишний раз не мешать, не создавать административных барьеров, чтобы люди могли заниматься тем, от чего получают удовольствие», — считает она.

По мнению замначальника Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике Юлии Линской, общие интересы, которые приводят к совместным занятиям, — основа устойчивого сообщества. «Интересы могут быть профессиональными, спортивными, связанными с литературой и т.д. Хорошо, когда в сообществе есть лидер или группа лидеров», — отметила Юлия Линская.

Директор Университета Банка России Андрей Афонин подчеркнул, что правильно организованное сообщество может быть инструментом развития компетенций. «Мы используем функциональные сообщества в образовательных целях. Люди там делятся информацией, приглашают спикеров, а мы помогаем технологически и методологически», — пояснил спикер.
Один из выводов, который сформулировала Юлия Линская, — «образование без сообщества существовать не может». Его подтвердила Варвара Антипенко из Молодежного центра Русского географического общества Новосибирской области, активный член Клуба инноваторов КИвО, в который входят участники конкурса разных лет. По ее мнению, в этом клубе царит доброжелательная атмосфера, ведутся дискуссии на равных, причем тематика не ограничена профессиональными рамками.
Финалисты
На церемонии были представлены 12 финалистов — проекты из Москвы, Санкт-Петербурга, Северодвинска, Оренбурга, Томска, Иркутска, Ульяновской области и Приморского края. Кроме того, были награждены победители в номинациях, установленных партнерами КИвО, — Альфа-Банком (три номинации с призами по 500 тысяч рублей), «Яндексом» (грант 500 тысяч рублей на все облачные ресурсы платформы), фондом «Наше будущее» (приз 500 тысяч рублей) и др.
В номинации «Яндекса» «Использование ИИ в образовании» грант получил проект «Поток» из Оренбурга — конструктор для создания визуальных квизов, тренажеров и интерактивных образовательных сценариев. Он упрощает работу педагогов и позволяет быстро организовать цифровые активности.

В номинации «Цифровая грамотность» от Альфа-Банка лучшим был признан проект «Рубликс», авторы которого, пять учеников 10–11-х классов из Приморского края, разработали приложение, с помощью которого школьники могут научиться основам инвестирования.
В номинации «Обучение предпринимательству» от Альфа-Банка победил проект «Межфакультетская учебная студия ИИ-решений», автор которого — доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, академический руководитель образовательной программы «Управление бизнесом» Дмитрий Кнатько. «Это особенный проект, в нем множество идей, и его можно развивать бесконечно», — прокомментировала руководитель направления методологии «Альфа-Курса» Инна Зубахина.
В номинации «Искусственный интеллект» от Альфа-Банка конкурентов опередил проект AI Cheer Assistant — приложение для овладения навыками выполнения спортивных элементов.
«Хороший, добрый проект»
Абсолютным победителем КИвО-2025 и победителем в номинации «Лучший социально-предпринимательский проект в сфере образования» от фонда «Наше будущее» стал проект «Понятные книжки», нацеленный на развитие читательской грамотности у неговорящих детей на основе адаптированной художественной литературы. Лидер команды — сурдопедагог, дефектолог и клинический психолог Александра Казаринова из Санкт-Петербурга, награда абсолютного победителя — 1 млн рублей от Альфа-Банка.
«Проект “Понятные книжки” победил с большим преимуществом голосов и нам в “Альфе” понравился прежде всего своей методологической проработкой, а мы, финансисты, банкиры, — люди дотошные. Это хороший, добрый проект и правильная инициатива», — сказал Марат Исмагулов.

По мнению руководителя академического направления фонда «Наше будущее» Петра Сафронова, в проекте прослеживается четкая социальная миссия — обучение детей с особыми образовательными потребностями. Кроме того, понятен его социальный эффект — повышение доступности образования, очевидна возможность масштабирования на всю страну. «В этом году Конкурсу инноваций в образовании удалось сбалансировать внимание к технологическим проектам и к проектам “ламповым”, где технологическая составляющая не является центральной», — резюмировал Петр Сафронов.
«Как будто меня обняли и вели по дороге»
В интервью «Вышке.Главное» Александра Казаринова рассказала, что работает с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями речи как индивидуальный предприниматель. Вместе с коллегами-дефектологами она создает адаптированные детские книги, в которых каждое слово текста переведено в международные графические символы. Например, частице «не» соответствует красный перечеркнутый круг, существительному «слон» — изображение слона, глаголу «смотреть» — два глаза со стрелками.

«Совместное чтение — традиционный способ общения взрослого с ребенком. Родители или педагоги могут читать такие книги вместе с детьми: произносить текст вслух, указывать пальцем на графические символы, комментировать иллюстрации и моделировать высказывания. Через некоторое время ребенок сам может начать использовать эти высказывания при общении», — поясняет Александра.
По ее мнению, сочетание альтернативной коммуникации с рутинной деятельностью, которой является чтение, — простой и доступный способ обучения особого ребенка. Пример издания, продемонстрированного Александрой на конкурсе, — «Нулевая книга» для детей, которые не слышат и не понимают речь. Лицензию на использование международных символов она получила, так что есть возможность тиражирования. Проект реализуется третий год, и уже набралось несколько тысяч заявок на книгу.
Подавая заявку на КИвО, она сомневалась, относится ли ее проект к инновациям в образовании.
«Вот искусственный интеллект — другое дело, а детская книга — какая же это инновация? Но оказалось совсем не так. Общее впечатление от конкурса — как будто меня обняли и вели по дороге, и все это время я ощущала энергию его организаторов. Деньги, которые я получила как абсолютный победитель и победитель в номинации, пойдут на подарки к Новому году: мы напечатаем книгу и разошлем ее родителям, которые оставили заявки», — говорит Александра.
Предпринимательство и ИИ
Идея проекта доцента Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Дмитрия Кнатько, победившего в номинации «Обучение предпринимательству», родилась год назад и заключалась в том, чтобы создавать смешанные команды студентов, специализирующихся в области инженерии и в области менеджмента, для решения реальных бизнес-задач на основе ИИ.
Например, в рамках межфакультетской учебной студии такие команды берут одну и ту же бизнес-задачу и прорабатывают ее двумя способами — с помощью традиционных управленческих инструментов и с использованием ML/GenAI. Затем они сравнивают полученные решения по затраченному времени, качеству, трудозатратам, влиянию на ключевые бизнес-показатели и оформляют результаты в виде воспроизводимых сценариев и управленческих рекомендаций, которые можно встраивать в учебные курсы и коммерциализировать в практике компаний.

Дмитрий Кнатько уже начал обсуждать проект с индустриальными партнерами и в университете, ездил в МИЭМ со своими коллегами.
«Подавая заявку на конкурс, я хотел, во-первых, привлечь внимание к проекту и, во-вторых, еще раз подтвердить интерес к нему со стороны бизнеса. Обе задачи решены. К тому же мне как преподавателю бизнес-дисциплин было интересно примерить на себя роль конкурсанта. И я был удивлен масштабом конкурса, разнообразием проблем, которые взялись решать его участники, глубиной их погружения в тему», — отмечает Дмитрий Кнатько.
По его мнению, одним из эффектов конкурса действительно является формирование сообщества. Дмитрий охотно общался с коллегами разного возраста, которые собираются внедрять или уже внедряют инновации на разных уровнях образования, — например, с членами команды «Рубликс», которых он помнил по летней школе НИУ ВШЭ «Грани предпринимательства» и хотел бы видеть студентами своей образовательной программы.
Взгляд в будущее
Конкурс планируется провести и в следующем году. Проектные идеи для КИвО-2026 были сформулированы на стратегической сессии, организованной Институтом образования НИУ ВШЭ совместно с Клубом инноваторов в образовании, PRO Innovation Club Альфа-Банка и финалистами конкурса.
В числе инициатив, которые помогут конкурсу стать еще более открытым, современным и полезным, — запуск программы амбассадоров КИвО в регионах, дополнения в положение о правилах использования ИИ при подготовке и оценке заявок, создание публичной галереи проектов КИвО с возможностью связаться с авторами, разработка чат-бота для сопровождения участников, расширение сотрудничества с федеральными органами исполнительной власти.
Диана Королева
По мнению директора КИвО, научного руководителя Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ Дианы Королевой, сила сообщества инноваторов не только способствует развитию образовательных проектов, но и помогает совершенствовать сам конкурс. При этом основным принципом КИвО было и остается сохранение максимально широкой палитры заявок.
«Мы очень бережно относимся к разнообразию образовательных инициатив. На конкурс приходят проекты на разных стадиях — от замысла до полноценной реализации, и каждый из них важен. Специальные номинации и партнеры позволяют нам поддерживать и технологические инициативы, и социальные, охватывая все уровни образования», — считает Диана Королева.
Вам также может быть интересно:
«Прямое включение в научный процесс»: в магистратуре НИУ ВШЭ будут готовить нейробиологов
Решение об открытии новой магистерской программы «Нейробиология» по направлению подготовки «Биология» принял Ученый совет университета. Ее студенты получат доступ к уникальному оборудованию и станут частью исследовательских групп, смогут работать в научной сфере, в медицине и фармацевтике, IT и нейротехнологиях, а также в области образования и HR-службах.
От климатических рисков до торговых войн: в Вышке состоялась конференция по финансовой экономике
Как меняются инвестиционные решения в условиях инфляционных шоков и применения методов машинного обучения? Можно ли предсказать финансовые риски через новые метрики? Какова роль климатической устойчивости банков и как геополитические потрясения влияют на глобальные цепочки создания стоимости? Эти и другие ключевые темы стали предметом обсуждения на прошедшей недавно 14-й Международной московской конференции по финансовой экономике, организованной Международным институтом экономики и финансов (МИЭФ) ВШЭ.
«Выигрывают те, кто умеет быстро адаптироваться и внедрять инновации»
НИУ ВШЭ запускает образовательную программу «ИИ-лидеры: бизнес-лаборатория для руководителей». Обучение рассчитано на 6 месяцев в очном формате, что позволяет глубоко погрузиться в материал и обменяться опытом с коллегами. Программа стартует в феврале 2026 года.
Ученые НИУ ВШЭ оценили отдачу космических инвестиций: каждый рубль может принести пять
Вложения в космическую отрасль приносят экономике значительную выгоду. Согласно расчетам Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ и «Организации «Агат» госкорпорации «Роскосмос», каждый вложенный в космический проект рубль способен приносить более 5 рублей валовой добавленной стоимости и почти 3 рубля налоговых доходов федерального бюджета. Ученые предложили модель, которая позволяет обосновывать решения о бюджетном финансировании не только с точки зрения отраслевых задач, но и с позиции вклада в макроэкономические показатели и структурное развитие экономики. Статья опубликована в журнале «Экономика космоса».
ВШЭ ищет новые идеи для ИИ-агентов: стартовал конкурс инициатив
Высшая школа экономики приглашает исследователей и преподавателей представить концепции новых цифровых продуктов на базе искусственного интеллекта. Лучшие проекты получат экспертную и технологическую поддержку. Заявки принимаются до 19 декабря.
В Вышке создан Институт робототехнических систем
Решение об этом принял Ученый совет НИУ ВШЭ. У нового института будет мощная фундаментальная база, он будет сотрудничать с другими профильными подразделениями, вовлекать студентов и аспирантов в исследования и разработки. К каким практическим результатам приведет работа института и как планируется организовать взаимодействие с его индустриальным партнером, «Вышке.Главное» рассказал первый проректор НИУ ВШЭ, директор Института статистических исследований и экономики знаний Леонид Гохберг.
От импортозамещения к прорыву: как Россия движется к технологическому суверенитету
Доля импорта в затратах на производство и реализацию продукции в России сократилась почти в два раза с 2021 по 2024 год. Об этом свидетельствуют данные исследования НИУ ВШЭ, представленные на круглом столе, посвященном технологическому суверенитету. Эксперты также обсудили, как перейти от импортозамещения в промышленности к прорыву на глобальных рынках. Мероприятие прошло в рамках Дискуссионного экспертного форума НИУ ВШЭ.
Вышка Онлайн представила документальный фильм о влиянии ИИ на нашу жизнь
27 ноября на всех онлайн-площадках Вышки Онлайн состоялась премьера документального фильма «После промпта» от онлайн-кампуса НИУ ВШЭ. Его авторы исследуют, как искусственный интеллект меняет работу, карьерные траектории и профессиональное развитие специалистов. Это первый видеопроект, полностью реализованный командой онлайн-кампуса НИУ ВШЭ совместно с приглашенным режиссером Ольгой Науменко.
«Показать науку через игру»: в Вышке состоялся фестиваль «Республика ученых»
В середине ноября в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре при поддержке Центра академического развития студентов прошел Фестиваль науки НИУ ВШЭ «Республика ученых». Событие помогло студентам познакомиться с различными объединениями исследователей Вышки. В этом году в празднике приняли участие Центр научной интеграции и Центр академического письма, а также студенческие организации, которые представили свою деятельность через интерактивные форматы.
В Национальном форуме ДПО приняли участие свыше 3 тысяч человек
В Высшей школе экономики 20–21 ноября состоялся Национальный форум ДПО. В его работе приняли участие представители вузов, государства, бизнеса, ведущие эксперты в сфере образования и HR. Мероприятия, проходившие в комплексе НИУ ВШЭ в Москве на Покровском бульваре, посетили более 800 человек, а общее число офлайн- и онлайн–участников превысило 3 тысячи.


