Вышка на Coursera: все только начинается
11 образовательных курсов, завершившихся в первый год работы ВШЭ на платформе Coursera, собрали почти 300-тысячную аудиторию. О том, что удалось сделать, на круглом столе в Вышке рассказали сами авторы курсов.
К одиннадцати курсам (семи русскоязычным и четырем англоязычным), которые начались и завершились на Coursera в 2014 году, скоро добавится еще столько же. Один новый курс, «Институциональная экономика», уже стартовал в сентябре, еще два, «Economics of Transition and Emerging Markets» и «Философия культуры», — в конце ноября 2014 года.
Расширение присутствия Вышки на платформе Coursera — это стратегическое решение университета. По словам проректора Сергея Рощина, blended learning, то есть сочетание технологий онлайн- и офлайн-обучения, становится одной из доминирующих тенденций в современном образовании. Но чтобы интернет-технологии можно было эффективно включать в образовательный процесс, курсы, подобные тем, что существуют на Coursera, должны быть не «дискретными», а достаточно регулярными и постоянными.
Что показывают цифры
На 11 первых курсов ВШЭ в 2014 году записались около 290 тысяч человек, при этом доля завершивших обучение разнится от 1% до 17%. Самым массовым стал англоязычный курс «Introduction to Neuroeconomics: How the Brain Makes Decisions», на него записались около 75 тысяч слушателей, а успешно завершили 7,4% из них.
Наиболее целеустремленными оказались слушатели курсов «Финансовые рынки и институты» и «Документы и презентации в LaTeX» — их полностью завершили соответственно 17% и 10% стартовавших. (В среднем для Coursera этот показатель составляет 5%)
Центр внутреннего мониторинга ВШЭ, проведя опросы на «входе» и «выходе» из курсов, составил своеобразный «портрет» слушателя. Впрочем, речь идет скорее о нескольких «портретах». Так, в целом среди слушателей курсов ВШЭ оказалось 57% мужчин и 43% женщин, исключения составили два курса: курс «Core Concepts in Data Analysis» оказался на 70% «мужским», а курс «Understanding Russians» — на 60% женским.
Медианный возраст слушателей — 29 лет, но здесь отмечается существенное и достаточно предсказуемое различие между русско- и англоязычными курсами: слушатели англоязычных курсов в среднем на шесть лет старше. 69% аудитории русскоязычных курсов — из России, 24% аудитории англоязычных курсов — из США, всего же слушателями курсов ВШЭ стали жители 132 стран. На русскоязычных курсах основную массу слушателей составили те, кто имеет диплом бакалавра или специалиста, на англоязычных — выпускники магистратуры.
На освоение материала слушатели тратили 3-4 часа в неделю, наиболее полезными они сочли видеолекции, а вот отношение к форуму (только там и было возможно общение между слушателями, а также с преподавателем) было совсем неоднозначным — 36 процентов слушателей признались, что вовсе не просматривали материалы форума.
Удовлетворены итогами своего обучения на курсах ВШЭ более 90% опрошенных. 84% слушателей намерены обращаться к материалам курса в дальнейшем, 63% хотели бы участвовать в других образовательных программах ВШЭ, причем даже среди слушателей англоязычных курсов этот показатель весьма велик — 40%.
Как преподавать тем, кого не видишь
Запись лекций для Coursera требует от преподавателя не меньших усилий, чем разработка самого курса. Дело не только в технической специфике — ограничении в движениях, определенных требованиях к дикции преподавателя и проч. Для многих исключительно важно при изложении материала установить зрительный и вербальный контакт с аудиторией, моментально фиксировать, понимают тебя слушатели или нет. Об этом говорил, в частности, Николай Берзон, автор самого первого курса ВШЭ на Coursera «Финансовые рынки и институты». Курс профессора Берзона уникален еще и тем, что с некоторыми слушателями преподаватель сумел поговорить лично — для тех из них, кто живет в Москве, была организована полуторачасовая встреча с ним в одном из зданий ВШЭ.
Существует мнение, что MOOC помогают университетам выполнять скорее просветительскую, чем образовательную функцию. Но Николай Берзон считает, что курсы из Coursera потенциально можно включать в программы учебных дисциплин в университете
Другая особенность, которую нужно учитывать при подготовке курса, — «раздробленность», сильно различающийся уровень подготовки потенциальных слушателей. Большинство первых курсов Вышки носили «вводный» характер, и для одних слушателей казались слишком легкими, для других — тяжелыми. Автор курса «Understanding Russians: Contexts of Intercultural Communication» Мира Бергельсон в шутку заметила, что многие слушатели, видимо, не дочитали название курса. В результате на курсе оказались как специалисты по межкультурной коммуникациям, так и люди, которые решили, что им просто «будут рассказывать, как себя вести с русскими».
Как ставить оценки слушателям
Учебный курс на Coursera — это не просто цикл видеолекций. Это и задания, по которым можно оценить, насколько слушатели успевают в освоении материала. Некоторые задания «встроены» в сами лекции — в виде «квизов», вопросов, «всплывающих» на экране. Но есть и привычные всем тесты по итогам лекций. Разработка этих тестов и оценивание их результатов в гуманитарных курсах, где правильный ответ трудно выразить в числовом виде и даже в форме «да/нет», подчас требует нетривиальных подходов.
Итоговая оценка за курс может включать так называемый peer assessment, когда сами слушатели проверяют ответы друг друга — разумеется, по определенным автором курса критериям. Здесь возникает вопрос доверия, ведь перепроверить все работы преподаватель физически не в состоянии. «Вес» peer assessment в итоговой оценке каждый преподаватель устанавливает самостоятельно. Например, автор курса «Core Concepts in Data Analysis» Борис Миркин выделил для него только 10%, а вот автор курса «Документы и презентации в LaTeX» Данил Федоровых — 25%.
Каждый из слушателей курса Федоровых должен был оценить не менее трех чужих работ, окончательный балл определялся медианной оценкой. Последующий анализ показал, что друг друга слушатели оценивали вполне адекватно: среднее отклонение от медианы не превышало 6%, и сам преподаватель, выборочно перепроверивший некоторые работы, каждый раз в целом соглашался с медианной оценкой.
Как не «утонуть» на форуме курса
Впечатления преподавателей от форумов, которые открывались к каждому курсу, были, пожалуй, наиболее яркими и противоречивыми. О том, что на форуме можно столкнуться как с профессиональными, обстоятельными комментариями по сути предмета, так и со злостным «оффтопом» на самые странные темы, говорила автор курса «Основы корпоративных финансов» Ирина Ивашковская. «Нужно отдавать себе отчет, что эту аудиторию мы не контролируем, что это — океан», — заметил, в свою очередь, Сергей Рощин.
И хотя «тролли» задают работы модераторам, форум выполняет очень важную функцию для самих слушателей, дифференцируя их. «Новички» могут быстро получить ответ на интересующие их вопросы по теме предмета, а более «продвинутые» слушатели получают возможность побыть в роли преподавателей. Николай Берзон отметил, что на форуме его курса можно было встретить профессиональных трейдеров, которые на конкретных примерах объясняли, как работает финансовый рынок.
Coursera — не только просветительство, но и образование
Мира Бергельсон сравнила массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) со средневековыми университетами, где важно было не «что», а «как» и «кто» учит — очень большое значение для слушателей Coursera имеет имя и харизма преподавателя. Существует мнение, что MOOC помогают университетам выполнять скорее просветительскую, чем образовательную функцию. Но , например, Николай Берзон считает, что курсы из Coursera потенциально можно включать в программы учебных дисциплин в университете.
А Борис Миркин, подробно рассказавший о том, как был устроен его весьма сложный курс по анализу данных, свое отношение к этому проекту выразил кратко: «Хочется еще».
Бергельсон Мира Борисовна
Профессор Факультета филологии
Ивашковская Ирина Васильевна
Ординарный профессор ВШЭ
Миркин Борис Григорьевич
Ординарный профессор ВШЭ
Рощин Сергей Юрьевич
Проректор ВШЭ
Федоровых Данил Александрович
Старший преподаватель Кафедры микроэкономического анализа
Вам также может быть интересно:
«Интенсив U4U постепенно превращается в базовую площадку для коммуникации преподавателей вузов РФ и стран СНГ»
26–28 октября Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ провела пятый интенсив U4U online для вузов — сетевых партнеров. Высшая школа экономики с 2014 года создает массовые открытые онлайн-курсы, является соучредителем Национальной платформы «Открытое образование», включает онлайн-курсы в учебные планы, сопровождает студентов в процессе цифрового обучения, а также осуществляет контроль качества и оценочные процедуры.
Решение широкого диапазона задач: открыт набор в онлайн-магистратуру Master of Data Science
Программа «Магистр по наукам о данных» (Master of Data Science, MDS), запущенная НИУ ВШЭ в 2020 году, на тот момент стала первой и единственной в России онлайн-магистратурой на платформе Coursera. Сейчас стартовал новый набор на программу. Студенты 2-го курса Василина Денякина и Валерий Седин рассказали новостной службе портала о том, как актуальные теоретические и практические знания с упором на решение реальных задач индустрии помогают стать востребованными специалистами на рынке труда, а также о том, насколько разнообразными могут быть исследования в области наук о данных.
Уйти от европоцентризма: на Coursera появился курс ФГРР «Страноведение и география городов»
Факультет городского и регионального развития (ФГРР) запустил курс «Страноведение и география городов» на платформе Coursera. Его цель — познакомить слушателей с многообразием городских феноменов в различных регионах мира и дать базовые представления о регионалистике, типологии стран и страноведении.
Зрительные образы в искусстве и дизайне: как научиться визуальной грамотности
В эпоху интенсивной цифровизации, когда социальные сети ежесекундно поставляют нам массу изображений, визуальная коммуникация стала главным способом межличностного общения. Как не раствориться в потоке образов и отличать видимость от настоящей ценности, объясняет Анна Суворова, автор нового курса Дирекции по онлайн-обучению ВШЭ «Визуальные исследования».
До 15 ноября принимаются заявки спикеров на участие в конференции eSTARS 2021
1 и 2 декабря Высшая школа экономики и Coursera собирают ведущих мировых исследователей и практиков, руководителей образования, лидеров технологий и представителей бизнес-сообщества на IVМеждународной научной конференции eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2021. Заглавная тема eSTARS 2021— «Цифровая трансформация: глобальные вызовы системе образования».
ФКН запустил на Coursera новый англоязычный курс Digital Literacy
На платформе Coursera вышел новый курс Digital Literacy, созданный в рамках общеуниверситетского проекта Data Culture. Программа состоит из 10 блоков, которые подготовлены специалистами в соответствующей области. Всего над курсом работали 11 авторов.
Европейские ценности: от открытия Америки до Первой мировой войны
На платформе Coursera стартовал англоязычный курс “Europe and the World, ca. 1500 to 1914”. Его автор, Андрей Исэров, заместитель декана по международной деятельности ФГН НИУ ВШЭ, рассматривает исторический отрезок в четыре столетия, за который европейские государства достигли пика экономической, военной и политической мощи. Как независимость Испанской Америки, достигнутая к середине 1820-х годов, повлияла на Китай, каковы причины религиозного раскола в западном христианстве в XVI веке и как развивалась европейская колониальная политика — об этом узнают слушатели курса.
«У России есть отличные шансы закрепить за собой место ведущего внерегионального партнера Ближнего Востока и Северной Африки»
Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ объявила о старте нового курса «Россия и страны Ближнего и Среднего Востока: потенциал взаимодействия» на платформе Coursera. Его автор — Андрей Бакланов, профессор, руководитель секции исследований стран Ближнего Востока и Северной Африки факультета мировой экономики и мировой политики Вышки, экс-посол России в Саудовской Аравии. Он рассказал новостной службе о том, какими знаниями в области энергетического рынка, рынка вооружений и особенностей ведения бизнеса готов поделиться со слушателями курса.
Преподаватель МИЭМ разработал бота-помощника, чтобы мотивировать студентов
«Чат-бот для повышения эффективности технологии "Перевернутый класс"» разработал доцент МИЭМ Александр Варнавский. Бот был представлен в МГУ на Международной конференции-конкурсе инновационных технологий в системе ИТ-образования и занял первое место в направлении «Информационно-педагогические технологии».
Первая в России онлайн-магистратура на английском языке откроется в Вышке
В этом учебном году в НИУ ВШЭ стартует набор на магистерскую программу Master of Data Science по направлению «Прикладная математика и информатика», реализуемую полностью в онлайн-формате на глобальной образовательной платформе Coursera. Прием документов продлится до 6 декабря, занятия начнутся в феврале. После успешного окончания программы выдается диплом магистра НИУ ВШЭ.