• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

© Высшая школа экономики/ Михаил Дмитриев

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Открывая семинар, заведующий Международной лабораторией анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Андрей Захаров пояснил, что результаты сравнительных исследований качества образования вызывают большой интерес и у политиков, и у широкой общественности. Низкие результаты — повод для беспокойства. Например, в 1990-е годы Германия и Польша пережили так называемый PISA-шок — их результаты в сравнительном исследовании PISA (оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся) оказались ниже ожидаемых. Аналогичная ситуация была в Японии после публикации результатов другого исследования — TIMSS (оценка качества подготовки учеников 4 и 8 классов по математике и естественным наукам). Возникает вопрос, что изменить в системе образования для улучшения ситуации.

Этот вопрос, пусть с запозданием, стал актуальным и для России, которая в этих исследованиях участвует с 1990-х годов. Их результаты активно обсуждаются, и сейчас мы больше всего обеспокоены недостаточными достижениями в PISA. Однако не стоит утверждать, что влияние этих исследований на российскую образовательную политику было значительным, считает Андрей Захаров, — скорее можно отметить лишь некоторые точечные изменения.

Чтобы повысить качество математического образования, в российскую школьную программу добавили изучение статистики

Густаво Э.Фишман сравнил участие стран в международных исследованиях с лошадиными скачками, участники которых даже не знают, с кем соревнуются. Считается, что страна должна быть впереди, и на подготовку к тестированию тратится много времени и денег. При этом, подчеркивает исследователь, сравнительные исследования были придуманы в 1960-е годы не для соревнований, а для получения информации о качестве образования, и интерес к ним не был столь велик. Теперь же в них участвуют более 140 стран, исследований становится все больше, их проводят самые разные влиятельные организации (ЮНЕСКО, ОЭСР и другие), число научных публикаций об их результатах растет.

Густаво Э. Фишман

Профессор Университета штата Аризона

«Появилась новая индустрия — целый сектор экономики, профессионалы в области международных исследований качества образования. Даже если вы не заняты в их реализации и развитии, то читаете о них, публикуете статьи, участвуете в учебном процессе».

При этом, считает исследователь, вся эта индустрия существует сама по себе и на образовательную политику оказывает незначительное влияние. Инструменты для совершенствования качества образования сравнительные исследования не дают. Зато кое-кто использует недозволенные приемы, чтобы повысить результаты и выглядеть лучше на фоне конкурентов.

В некоторых странах для участия в международных тестированиях отбирают лучших учеников

И это не единственное нежелательное последствие.

Анализ образовательной политики нескольких стран, участвующих в международных исследованиях, показал, что после публикации их результатов они осуществляли диаметрально противоположные изменения. В одном случае централизовали принятие решений, в другом — решили приватизировать школы, в третьем — усилить государственную поддержку образования и добиться соответствия учителей высоким стандартам, в четвертом — наоборот, ослабить государственное участие в работе школы. «Исследования одни и те же, а политика разная», — констатирует исследователь.

Если страна демонстрирует недостаточно высокие результаты в международных исследованиях, в этом обвиняют преподавателей, и основной вывод — необходимость увольнения плохих учителей.

В СМИ учителей, как правило, критикуют, отмечает Густаво Э.Фишман. Это расходится с данными соцопросов о роли учителя в жизни конкретного человека. В таком случае лишь небольшая часть опрошенных отмечает, что с учителями им не повезло.

«Плохие» учителя в школах

25-40%

по данным СМИ

5%

по опросам респондентов

 

Основной вывод Фишмана: благодаря сравнительным исследованиям качества образования мы получаем огромное количество интересных и актуальных данных, вопрос применения которых остается открытым. Политики используют их для оправдания своих действий, но если в разных странах на основании похожих результатов принимаются противоположные решения, можно ли доверять таким оправданиям? Система тестирования с каждым годом становится все совершеннее, но решение проблем на ее основе не возникает. Даже выявлению проблем она не способствует, заключает исследователь.

Вам также может быть интересно:

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане

Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.

Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования

В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.

НИУ ВШЭ открывает новую программу microdegree «Исследователь в EdTech»

Институт образования Высшей школы экономики в партнерстве с компанией Skyeng анонсировал запуск новой образовательной программы «Исследователь в EdTech: data-driven-подход для цифровых образовательных продуктов». Новый курс, призванный подготовить специалистов по комплексному анализу пользователей и рынка в сфере образовательных технологий, рассчитан на 9 месяцев и завершается присвоением microdegree.

Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему

Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.

ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге

23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.

Питерская Вышка выходит на международный рынок профессионального образования

НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые познакомил международных партнеров с программами дополнительного профессионального образования (ДПО), которые реализуются в университете. Презентация прошла в рамках визита представителей Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) университета в Индию.

НИУ ВШЭ запускает 12 новых программ высшего образования в формате онлайн

Высшая школа экономики открывает новые онлайн-программы по маркетингу, праву, ИТ, психологии и другим направлениям. С 1 апреля для поступления стали доступны 10 магистерских программ, а с 14 июня запустятся 2 новые программы онлайн-бакалавриата. Всего в НИУ ВШЭ в 2024 году открыт набор на 33 программы бакалавриата и магистратуры в формате онлайн.

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.