«Сейчас нам надо в первую очередь серьезно перестроить инженерное образование»
Научный руководитель НИУ ВШЭ, координатор Экспертного совета при Правительстве России Ярослав Кузьминов проанализировал тренды развития российского высшего образования в интервью президенту Курчатовского института Михаилу Ковальчуку на телеканале «Россия — Культура». Он, в частности, заключил, что в условиях санкционного давления стране нужно в два раза больше инженеров и что готовить их необходимо по схеме «5+2».
Советская система образования действительно являлась одной из лучших в мире — очень устойчивой и фундаментальной. Но у нее была одна беда: она была рассчитана на плановую экономику, считает Ярослав Кузьминов.
«Кончилась плановая экономика, пришел рынок, и этот рынок пришел уже навсегда, и система, условно говоря, в своих двух третях продолжала готовить кадры на конкретное рабочее место. А оно вжик — и пропало. Вместо него — никаких обязательств, рынок предпочитает людей с опытом. Да, десять вузов выделяются: МГУ, Физтех, Санкт-Петербургский университет, ИТМО, выпускников Вышки берут последнее время, а дальше — неважно, что ты окончил, давай посмотрим, где ты работал», — считает научный руководитель НИУ ВШЭ.
По его мнению, такое испытание в конце 1990-х — начале 2000-х годов система образования не выдержала, она тяжело перестраивалась, много теряла, «с кровью расставалась со своим прошлым, но это было хорошее, добротное прошлое». В дальнейшем система столкнулась с новыми внешними вызовами, не восприняла их мгновенно, и, наверное, так и должно быть, «ведь система образования — это живые люди».
Ярослав Кузьминов напомнил историю высшего образования 1920-х годов, когда нашей стране нужно было формировать свою интеллигенцию, в том числе техническую.
«Каким образом к этому подходила наша образовательная система? Императорских университетов было совсем мало — менее десяти, по-моему. И нужно было очень быстро формировать технические школы. Пришли люди, у которых был явный запрос не на чистое знание, а на конкретное дело. И переформатирование, которое советская высшая школа претерпевала в 1920–1930-х годах, проходило очень интересно. Были разукрупнены практически все университеты: из одного технического университета сделали по факультетам восемь институтов. У них были не ректоры, а директора — символ связи с промышленностью и производством», — рассказал научный руководитель НИУ ВШЭ.
По его мнению, «такое насильственное погружение высшей школы в практику экономики» способствовало решению задач экономического, оборонного строительства и дало тот замечательный эффект, который мы видим в нашей конструкторской школе, в наших исследованиях физиков, химиков, материаловедов. Эта система после Великой Отечественной войны стала развиваться очень быстро, и если люди с высшим образованием в 1930-х годах были редкостью, то к 1960-м годам их число достигло 10–15% всего выпуска общеобразовательной школы.
«Почему мы вспоминаем о своем образовании с уважением и с любовью? Потому что это был знак не то что социального статуса, а социальной нормы и необходимости — что ты должен развиваться. И что очень важно, и СССР это обеспечил: если ты хорошо учился в школе, в себя вкладывал, то даже бедная семья, семья рабочего могла увидеть своего талантливого ребенка не только инженером, но и руководителем производства, ученым. Высшая школа работала как социальный лифт, и это важнейшая функция высшей школы», — считает научный руководитель НИУ ВШЭ.
Он также рассказал, что в 1990-х годах доля выпускников школ, получающих высшее образование, выросла сразу с 15 до 40%, то есть в вузы стали попадать люди, не имеющие необходимых базовых знаний, чтобы там учиться. Вырос спрос на подготовку экономистов, менеджеров и юристов. Люди инстинктивно чувствовали, что это должно привести к успеху в тех процессах, которые шли в те годы. «Мы строить стали де-факто, начиная с Путина, а до этого мы продавали и делили. Чтобы продавать и делить, никакие инженеры не нужны», — подчеркнул Ярослав Кузьминов.
Говоря о задачах российской высшей школы на ближайшую перспективу, научный руководитель НИУ ВШЭ предложил «в первую очередь серьезно перестроить инженерное образование». Он считает, что подготовка инженеров не может ограничиваться четырехлетним сроком и должна осуществляться по схеме «5+2». Причина в том, что мы находимся в уникальной ситуации: с помощью технологических санкций нас пытаются изолировать от уникальных технологий, и это означает, что «мы должны научиться делать всю линейку, которую раньше откуда-то везли не задумываясь».
«Фактически нам теперь нужно в два раза больше инженеров, чем раньше, и нужна вся линейка инженеров: инженер-разработчик, конструктор, инженер опытного производства, ремонтник, утилизатор. Понятно, что мы должны это делать, открывая возможность человеку расти дальше — не закрывать ни в коем случае магистратурный шаг», — заключил научный руководитель НИУ ВШЭ.