«Видеть в студенте будущего специалиста высокого класса»
Александр Федотов, старший преподаватель кафедры уголовного права факультета права ВШЭ, по мнению студентов, является одним из лучших преподавателей Вышки. Что он считает самым важным в преподавательской деятельности и на что нацеливает своих студентов?
— Александр Викторович, как вы думаете, что именно в вашем лекционном курсе так высоко оценили студенты?
— Я читаю курс «Юридическая психология», веду практические занятия и семинары и стараюсь использовать самые разные материалы не только из учебников и монографий, но и из своей практики. До того, как я начал работать в Вышке, около пяти лет работал следователем прокуратуры. Поэтому в ходе курса «Юридическая психология» анализирую собственный опыт и те случаи из практики, которые описаны в монографиях моих коллег. Студентам это всегда интересно.
Основная проблема преподавания любой дисциплины, на мой взгляд, заключается в том, что из огромного потока информации необходимо выбрать устойчивые понятия, разобраться в их классификации и обогатить материал конкретными практическими примерами. Если сравнивать учебники по юридической психологии — а их достаточно много, — то в одних пособиях имеется явный перекос в сторону теории: избыточное количество понятий и классификаций и недостаточно примеров; в других учебниках, к счастью, побольше примеров из практики. Хороший лектор это всегда учитывает и старается донести до студента определенное количество понятий и классификаций, а потом разъяснить и обсудить этот материал на семинарах.
— Насколько мне известно, вы вместе с вашими коллегами преподаете дисциплину «Профессиональная деятельность юриста» и на занятиях обсуждаете те качества и навыки, которыми студенты должны постепенно овладеть. На что вы нацеливаете своих студентов?
— Этот курс лекций читается целый год силами нескольких кафедр факультета. Мы используем разные учебники и совместно, друг за другом, передаем студентам знания и практические навыки, которые облегчают их обучение в вузе и знакомят с самыми разными аспектами и проблемами юридической профессии. Это сложносоставной, фундаментальный предмет, результат коллективного труда преподавателей нашего факультета. В прошлом году мы впервые и вполне успешно апробировали этот интегрированный курс, разработанный сотрудниками четырех кафедр факультета права.
В моей части курса я опираюсь на прекрасный, неоднократно издававшийся учебник, подготовленный заведующим нашей кафедрой Альфредом Жалинским. Этот учебник, кстати, очень хорошо воспринимается студентами, поскольку в нем рассматривается целый ряд важнейших проблем, связанных с их будущей профессией.
— Вы получили диплом правоведа 17 лет назад. Что произошло за эти годы в образовательных программах для юристов? Насколько изменились методы и формы преподавания, содержание программ?
— Прежде всего за эти годы на порядок возрос объем правовой информации. Количество законов и подзаконных актов, которое существовало в годы моего студенчества, и то, которое есть сейчас, существенно различаются. Человеку, овладевающему профессией юриста, сейчас доступно очень большое количество материалов из правоприменительной практики, благодаря трем основным справочным системам страны — «Гарант», «Консультант+» и «Кодекс», которые постоянно дополняются новой информацией и содержат фантастическое количество нормативных актов и столь же огромное количество материалов из правоприменительной практики. Поэтому и преподаватель, и добросовестный студент, используя эти источники, имеют возможность постоянно повышать свою квалификацию и заниматься самообразованием.
Кроме того, студенты должны осваивать не устаревающую классику юридической литературы, написанную выдающимися дореволюционными правоведами — профессорами Коркуновым, Таганцевым и другими авторами. Их фундаментальные труды сейчас тоже доступны в интернете, нет необходимости бежать в библиотеку.
Новые возможности меняют структуру учебного процесса: с одной стороны, с помощью правовых систем и интернета студент может работать дома, а с другой стороны, более значительной становится роль преподавателя в процессе корректного отбора информации для изучения. Ведь право и юриспруденция в целом весьма консервативны, но, тем не менее, происходит устаревание правовой информации, изложенной в учебниках. Одни учебники и монографии устаревают быстро, а другие медленно. Только опытный преподаватель может рекомендовать студенту тех или иных авторов, полезных для профессионального роста.
— Как известно, есть много блестящих специалистов, которые, к сожалению, не могут быть хорошими преподавателями. Что вы считаете самым значительным и важным в преподавательской деятельности? Что вас в ней привлекает?
— Мне кажется, что один из главных секретов успеха преподавателя — видеть в студенте будущего специалиста высокого класса и всерьез в это верить. Я, глядя на своих студентов, искренне верю в то, что многие из них станут блестящими юристами, и открыто им об этом говорю. А они видят, что я их не обманываю. Если ты сам во что-то веришь, то и другой человек верит тебе.
С другой стороны, студентам необходимо постоянно напоминать о том, что профессия юриста чрезвычайно сложна и нужно много работать, чтобы овладеть всеми тонкостями специальности, но это им по силам. Ошибку совершают те преподаватели, которые прямо или косвенно дают понять студенту, что ему или ей никогда не достичь вершин в профессии. Юный человек должен верить в себя, но при этом осознавать, что без усилий он не станет высококвалифицированным специалистом. Причем, разговор со студентами должен быть не абстрактным, а вполне конкретным — какими навыками надо овладевать и каким образом это можно сделать.
Курс «Профессиональная деятельность юриста» имеет методологический характер, и знания, которые он предлагает, высоко востребованы студентами, потому что современная школа, к сожалению, мало учит методологии получения знаний. Хороший вуз должен преодолеть и восполнить этот пробел. Поэтому я надеюсь, что курс о профессиональной деятельности юриста не только сохранится, но и будет постоянно развиваться и обогащаться новыми материалами.
Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ
Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.
Началось голосование за лучших преподавателей НИУ ВШЭ
С 28 мая по 17 июня в Вышке пройдут традиционные выборы лучших преподавателей 2018 года. «Проголосовать» на этих выборах студенты могут в модуле LMS «Оцени свои курсы», сразу после обязательной ежемодульной процедуры оценки преподавателей и учебных курсов.
Подведены итоги выборов лучших преподавателей года
В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2017 года. В этом году процедура голосования не отличалась от выборов — 2016. Изменения произошли лишь в финансовых условиях — повысился размер надбавок для победителей. О том, как прошли выборы, и что ждет победителей, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.
Начинается голосование за лучшего преподавателя года
С 29 мая по 18 июня в Высшей школе экономики будут проходить выборы лучшего преподавателя. Так же, как и в прошлом году, студентам и выпускникам не придется для этого специально приезжать в университет. Чтобы проголосовать, нужен только доступ к своему аккаунту в LMS.
Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава
НИУ ВШЭ проводит конкурс на замещение 330 должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. С 2014 года набор новых преподавателей и продление контрактов действующих преподавателей проходит по схеме, применяемой в международном рекрутинге — лучшие профессора по направлениям отбирают кандидатов, оценивая результаты их предшествующей работы — в первую очередь качество научных публикаций.
В Вышке стали известны лучшие преподаватели года
В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2016 года. В этом году процедура голосования существенно отличалась от выборов прошлых лет. О том, что изменилось, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.
Студенты благодарят лучших преподавателей за стихи и просят не становиться злюками
Голосование за лучшего преподавателя Высшей школы экономики в самом разгаре, и в почтовых ящиках уже много писем, которые студенты пишут любимым преподавателям. Скоро все послания дойдут до адресатов, а пока мы решили вспомнить, о чем же писали студенты в прошлом году.
Лучшие преподаватели ВШЭ — об идеальном студенте
С 30 мая по 19 июня в Вышке проходят традиционные выборы лучших преподавателей. А пока студенты размышляют, кому отдать свой голос, новостная служба ВШЭ спросила у преподавателей, уже получавших звание лучших, как, по их мнению, выглядит идеальный студент.
Подведены итоги конкурса лучших преподавателей НИУ ВШЭ
Студенты и выпускники московской и питерской Вышки определили лучших преподавателей вуза. О результатах голосования рассказывает первый проректор ВШЭ Вадим Радаев.
«Твой предмет должен быть для тебя делом всей жизни». Правила лучших преподавателей ВШЭ, часть 3
6 июня — последний день голосования за лучших преподавателей Высшей школы экономики. А сегодня новостная служба ВШЭ публикует заключительную часть правил, которых придерживаются в своей работе те, кто уже становился лауреатом этого конкурса четыре раза подряд — то есть каждый год.