Университет как стиль жизни
Елена Вишленкова, профессор кафедры наук о культуре, главный научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ-ВШЭ рассказывает о преемственности в университетской культуре.
— Елена Анатольевна, вас знают в научном мире как знатока университетской истории, представителя нашей страны в Международной комиссии по истории университетов. Как вы получили это признание?
— Университетской темой я увлеклась, работая над докторской диссертацией. В книге «Заботясь о душах подданных» я рассказывала об университетской политике Александра I, ее связи с религиозными исканиями российских элит. А в 2002 году ректор Казанского университета, где я в то время заведовала кафедрой, попросил меня и профессоров Сальникову и Малышеву написать университетскую историю так, чтобы ее могли читать не только историки и которая бы не раскалывала корпорацию на «лучших» и «худших». Вот тогда мы и решили создать историю университетской культуры, рассказать, чем университетский человек отличается от остальных россиян, как ему жилось в Казани в эти 200-ти лет, как его жизнь сделала губернский город «университетским». В результате мы написали «Terra Universitatis». А потом было участие в большом международном проекте. Он посвящен реконструкции профессорской культуры в России. По завершении этих проектов я получила предложение от двух международных изданий описать методику историко-культурного изучения российского университета. Их публикация послужила основанием для избрания меня в Международную комиссию по истории университетов.
— В ИГИТИ — Институте гуманитарных историко-теоретических исследований ВШЭ — вы ведете исследование «Классический университет: традиции и новации». О чем этот курс?
— Этот проект выстроен в перспективе «большой длительности». Он подразумевает анализ явления, получившего в нашей стране наименование «классический университет». Каждый из нас в повседневной речи слышит это словосочетание и привыкает к мысли, что это «объективная реальность». Но в декабре прошлого года ИГИТИ собрал за круглым столом ведущих специалистов по университетам, и мы убедились в отсутствии семантического соглашения по этому поводу. Кто, когда и за что объявлен «классическим университетом» в России? Есть ли за этим определением что-то, кроме амбиций? Благо что анализировать ситуацию в этом ключе нам помогают результаты коллективных проектов прошлых лет и вышедшая в этом году книга ординарных профессоров ГУ-ВШЭ Ирины Савельевой и Андрея Полетаева «Классическое наследие». На мой взгляд, они первыми описали механизмы классицизации.
Изучение официальной документации убедило в том, что «классический университет» для современной России — это политический конструкт, созданный в 1990-е годы для лоббирования групповых интересов. Примечательно, что средством его легитимации служит ссылка на исторически сложившиеся в корпорациях таких университетов профессиональные нормы и владение определенным культурным наследием. В нашем проекте мы на основе исторических источников выявляем, какими были этические нормы и профессиональные стандарты в российских университетах первой половины XIX века, в первые десятилетия XX века, и каковыми они являются сейчас в «классических» университетах России, то есть деконструируем эту аргументацию.
— Я правильно поняла, вы сравниваете современную научную этику с этосом ученого сословия прошлых веков?
— Да. И такой подход позволяет сделать исследовательской проблемой саму преемственность университетской культуры. Я не исключаю, что логичнее говорить о разрывах традиции, чем о ее континуитете. Кроме того, данный подход побуждает анализировать специфику университетской корпоративности. Является ли она благом, к которому надо стремиться, или это побочный продукт, негативное действие которого желательно нейтрализовать? К участию в проекте привлечены не только историки, но и филологи, культурологи, социологи, экономисты. Полидисциплинарность исследования обеспечивает широкую панораму рассмотрения данного феномена. Первые результаты проекта будут представлены 18 мая на очередном семинаре серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом развития образования ГУ-ВШЭ. С докладом «Университетские реформы в России первой четверти ХХ века: движущие силы и сравнительные перспективы» выступит Александр Николаевич Дмитриев, старший научный сотрудник ИГИТИ, редактор журнала «Новое литературное обозрение».
— Прошлое историки изучают по архивам, а какой материал вы используете для анализа современной жизни российского университета?
— Текущая жизнь изобилует источниками для анализа. То, что для обычных пользователей Интернета является любопытным чтением, для нас имеет научную ценность. Каждый день приносит письма коллег и статьи, в которых описываются практики современной университетской жизни. Жалко, что они не сохранятся в архивах. Например, в прошлом году русисты всего мира объединились в Сети для защиты Европейского университета в Санкт-Петербурге. Тогда в пылу переписки переосмыслялся весь опыт взаимодействия постсоветских университетов с политическими властями. Недавно сотрудники ГУ-ВШЭ читали статьи по поводу диссертационной защиты Куракина, раскрывающие реально действующий механизм селекции профессиональной корпорации, способы и критерии рекрутирования в нее. Лично я была свидетелем ликвидации успешной кафедры российской истории в Казанском университете и сохранила частную и официальную переписку по этому поводу. А недавно мы получили сообщение о скандале среди американских русистов, выявивших исследователя, анонимно размещавшего негативные отзывы на книги коллег в интернет-магазине. Кроме того, мы анализируем университетские издания и официальные сайты «классических университетов». Да мало ли что еще.
— Как ваш личный опыт жизни в университете используется в исследовании?
— Уверена, что «глубинное погружение» исследователя в университетскую культуру просто необходимо. Сторонний наблюдатель едва ли может выявить латентные механизмы включения-исключения, схватить скрытые смыслы риторического языка университетского сообщества, отделить ритуальные действия от мотивированных и увидеть в гримасах университетской демократии групповую борьбу за интересы и доминирование. Короче говоря, антрополог, не живший среди племени, вряд ли может быть его полноценным экспертом.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
ВШЭ расширяет международное сотрудничество в гуманитарной сфере
С 2016 года Высшая школа экономики становится первым российским вузом — ассоциированным членом одного из главных проектов Далемского гуманитарного центра при Свободном университете Берлина «Тематические сетевые принципы культурной динамики» (The Thematic Network Principles of Cultural Dynamics). Проект направлен на укрепление международного сотрудничества в сфере гуманитарных исследований. Его цель — изучение факторов, влияющих на культурные процессы истории развития человечества.
Филологи Вышки занялись культуромикой
Факультет филологии ВШЭ и «Рамблер-Афиша» начинают совместные проекты в области культуромики — нового направления гуманитарных цифровых исследований. Первый проект, «Имена времени», был представлен на фестивале «Политех», недавно завершившемся на ВВЦ.
Пожертвовать на университет
Десятки вузов в России имеют свои эндаументы — фонды целевого капитала. И хотя большинство таких вузов расположены в Москве и Санкт-Петербурге, есть примеры и в отдаленных регионах. Один из них — Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ).
Студенты — клиенты или собратья по университетскому сообществу?
15 мая на семинаре Института развития образования ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» с докладом «Является ли университет общественным благом?» выступил председатель национальной комиссии ЮНЕСКО (Великобритания), заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Политическая экономия образования» Ноттингемского университета Джон Морган.
Выходя за пределы отдельной науки
7 февраля в НИУ ВШЭ состоялась презентация и обсуждение двух книг, изданных в Институте гуманитарных историко-теоретических исследований к юбилею директора института, ординарного профессора ВШЭ Ирины Савельевой.
Вишленкова Е.А., Галиуллина Р.Х., Ильина К.А. Русские профессора: университетская корпоративность или профессиональная солидарность. М.: Новое литературное обозрение, 2012
Монография посвящена корпоративной культуре российских профессоров первой половины XIX века.
Контракты в академическом мире / сост. и науч. ред. М. М. Юдкевич. М.: НИУ ВШЭ, 2011
Издание знакомит читателя с текущим состоянием теории контрактов применительно к академическому рынку труда как на основе теоретических работ, которые рассматривают академические контракты в рамках традиционной контрактной теории, так и на основе работ, которые анализируют отдельные национальные образовательные системы и типичные для них контракты.
Казус Ильи Яшина
18 ноября ряд средств массовой информации растиражировал слова члена бюро движения «Солидарность» Ильи Яшина, будто Санкт-Петербургский филиал ВШЭ «принял решение отменить все встречи студентов с оппозиционными политиками в преддверии выборов».
Журнал «Социологическое обозрение», №1-2, 2011
Вышел новый номер журнала «Социологическое обозрение» (№1-2, 2011), издаваемого Центром фундаментальной социологии Института гуманитарных историко-теоретических исследований НИУ ВШЭ..
Незнакомое Царицыно
14 декабря в Высшей школе экономики прошел круглый стол «Пространство, человек, история. Социокультурные трансформации музея и парка Царицыно», организованный Институтом гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ГУ-ВШЭ.