Психологические составляющие человеческого капитала
На очередном заседании семинара научно-учебной Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ), состоявшемся 12 февраля, с докладом "Психологические составляющие человеческого капитала как фактор экономического поведения" выступили заведующий кафедрой политической психологии СпбГУ Александр Юрьев и доцент кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ Яна Рощина.
В 2007 году во Владимирской области по заказу Центра стратегических разработок было проведено исследование, посвященное измерению психологических параметров человеческого капитала и изучению их влияния на экономическое поведение. Полученные результаты легли в основу доклада.
Психологическую составляющую исследования представил Александр Юрьев. Перед исследователями стояла задача разработать теоретическую модель, которая позволила бы сформировать интегральный показатель человеческого капитала (точнее, его психологических аспектов) целого региона, и применить эту модель в эмпирическом исследовании, базирующемся на данных массового опроса. Как отметил докладчик, подобная работа в определённом смысле уникальна, поскольку традиционным объектом исследования в психологии является отдельная личность или сравнительно небольшой коллектив. Исследование базировалось на гипотезе, согласно которой население города, региона — любые большие массы людей — могут быть психологически охарактеризованы в тех же терминах, что и отдельно взятый человек, и путём усреднения и распространения полученных индивидуальных результатов на всю совокупность можно получить некоторые количественные характеристики психологического состояния населения. Предложенный в данной работе интегральный показатель человеческого капитала включает четыре группы параметров, характеризующих жизнеспособность, работоспособность, способность к обучению и способность к инновациям.
Результаты исследования психологических составляющих человеческого капитала во Владимирской области, по мнению докладчика, внушают тревогу: общий показатель жизнеспособности равен 0,49 (показатели измеряются в долях единицы), работоспособности — 0,38, способности к инновациям — 0,6 и способности к обучению — 0,42. Интегральный показатель человеческого капитала для Владимирской области составил 0,47. Данные показатели говорят о достаточно неблагоприятном состоянии населения региона с точки зрения психологических параметров. Исследователями были отмечены низкий уровень активации центральной нервной системы, сниженный уровень психического здоровья. Тревожно низкий показатель работоспособности сочетается с неадекватно завышенной самооценкой физического состояния, активности и настроения, что в перспективе может способствовать усугублению ситуации. Низкие психологические показатели, как отметил профессор Юрьев, сигнализируют о неудовлетворительном состоянии человеческих ресурсов, что может создавать серьёзные препятствия для успешного социально-экономического развития.
Яна Рощина |
По результатам психологического исследования было сформировано около 50 психологических показателей. Для проведения регрессионного анализа это число очень велико, поэтому оно было сокращено до 8 переменных — по 2 в каждой из четырёх плоскостей (жизнеспособность, работоспособность, способность к инновациям и способность к обучению), построенных с помощью метода главных компонент. Далее для каждой из исследуемых зависимостей — минцеровского уравнения для оценки отдачи от человеческого капитала и анализа детерминант сберегательного поведения домохозяйства — были оценены три вида моделей: без включения психологических факторов, с включением факторов, построенных по методу главных компонент, и с включением первоначальных психологических переменных.
Касаясь сложностей при проведении исследования, докладчик отметила, что на этапе проведения регрессионного анализа существенной была проблема эндогенности. С одной стороны, психологические характеристики влияют на экономическое поведение (например, образование, доходы и выбор профессии зависят от способностей), с другой — экономические факторы оказывают влияние на психологическое состояние человека (образование и профессия развивают определённые навыки и стороны личности). Эндогенность ведёт к несостоятельности оценок и может быть решена путём выбора инструментальной переменных. На данном этапе исследования проблема эндогенности решена не была.
Александр Юрьев |
В роли оппонентов выступили Александр Поддьяков, профессор кафедры общей и экспериментальной психологии ГУ-ВШЭ, и Алексей Белянин, доцент Международного института экономики и финансов (МИЭФ) ГУ-ВШЭ.
Александр Поддьяков, отметив высокую значимость и новизну проведённой работы, высказал также несколько критических замечаний и пожеланий. Так, по его мнению, предположение о том, что большие массы людей (такие, как население города или региона, или страны) можно характеризовать теми же психологическими показателями, что и отдельного человека, вовсе не бесспорно, поэтому придание ему роли аксиомы некорректно и стоит рассматривать его скорее как гипотезу. Действительно, пояснил оппонент, можно привести немало примеров характеристик, присущих исключительно коллективам людей (например, сплочённость), поэтому использование только индивидуальных параметров для характеристики общества не может считаться исчерпывающим. Также небесспорным, по его словам, представляется правомерность усреднения психологических характеристик по географическому принципу (распространение этого "портрета" может быть в большей степени оправдано, если речь идёт о людях, принадлежащих к одной культурной или этнической группе, нежели просто проживающих в одном регионе).
Алексей Белянин |
Активное обсуждение вызвали вопросы, связанные с особенностями выборки, применявшейся в исследовании и влиянием этих особенностей на полученные результаты. Так, многие психологические характеристики очень сильно коррелируются с возрастом. В выборке представлены все возраста, однако доли возрастных групп не соответствуют выявленным по результатам переписи (выборка смещена в сторону молодых возрастов). Это может быть одним из факторов, искажающих результаты, а также вновь ставит вопрос о правомерности усреднения результатов и корректности их содержательной интерпретации. Было высказано предположение о том, что, возможно, этих проблем удалось бы избежать, если бы аналогичное исследование было проведено в какой-то одной возрастной группе (например, людей 30—35 лет). Было уделено внимание также тому факту, что выборка, применяемая в исследовании, — не случайная, а квотная. Однако для регрессионного анализа требуется случайная выборка, поскольку квотная ведет к смещённости оценок.
Подводя итоги состоявшейся дискуссии, руководитель семинара Сергей Рощин отметил, что, помимо отмеченной проблемы эндогенности, в таких исследованиях есть еще проблема ненаблюдаемого дотрудового периода жизни. Психологические характеристики и способности могут зависеть не только от экономического положения человека, от его трудовой деятельности, но формируются и в процессе социализации в детском и подростковом возрасте, под влиянием семьи и школы. Причем процессы формирования психологических характеристик и социализации в детском возрасте также обладают эндогенностью, к тому же в последующем влияя на будущую трудовую карьеру, выбор сферы деятельности и т.д.
Нарышкина Анна, сотрудник ЛИРТ
Фотографии Ивана Морякова
Вам также может быть интересно:
ВШЭ усилит прикладные исследования в области человеческого капитала
Для этого на должность проректора, курирующего прикладные исследования, связанные с развитием человеческого капитала, назначена Лилия Овчарова — известный ученый, эксперт по вопросам социальной политики. Исследования, связанные с развитием человеческого капитала, — приоритет для университета.
Контрасты социального
Россияне стали терпимее к неуплате налогов, взяткам, безбилетному проезду и противоправному получению государственных пособий. За последние 30 лет количество осуждающих такие действия сократилось почти на треть, выяснили Анна Алмакаева и Олеся Волченко.
Заработать на себе
Уровень зарплат в Москве традиционно выше, чем в регионах. Это подталкивает россиян не совершенствовать свое развитие, а мигрировать в столицу, жители которой проигрывают регионалам в жажде знаний и меньше инвестируют в образование. Диспропорции отечественной образованности и выгоду от вложений в человеческий капитал изучил доцент факультета экономических наук Василий Аникин.
Презентация «Человеческий капитал 2.0» на ПМЭФ-2018. Видео
Согласно классической теории Гэри Беккера и Теодора Шульца, появившейся в 1960-х годах, человеческий капитал — это компетенции и знания, которые можно продать на рынке труда и которые им определяются. Однако за последние десятилетия характер труда в современном обществе кардинально изменился, а значит, теорию человеческого капитала следует обсуждать. Научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин рассказал, как меняются тренды на рынке труда, что такое общий и специфический человеческий капитал и зачем переносить фокус с teaching на learning. О стратегиях самостоятельного обучения и о том, как они реализуются в Высшей школе экономики, рассказал проректор по научной и внеучебной работе Игорь Чириков.
У России есть ресурсы для бюджетного маневра в пользу образования, здравоохранения и соцзащиты
Вопросы изменений, назревших в ключевых социальных сферах, обсуждались на пленарном заседании «Человеческий капитал и социальная политика» в рамках XIX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
Что дает экономике человеческий капитал
10 ноября в МИЭФ НИУ ВШЭ выступил лауреат Нобелевской премии по экономике, профессор Лондонской школы экономики Кристофер Писсаридес. Его лекция, посвященная человеческому капиталу и его влиянию на экономический рост, была приурочена к 20-летию МИЭФ.
Компании учат сотрудников работать больше за меньшие деньги
В условиях экономического кризиса российские компании снижают издержки, увольняя одних сотрудников, и придумывают способы, как заставить других работать больше и лучше за те же или меньшие деньги. Сотрудники кафедры управления человеческими ресурсами НИУ ВШЭ Вероника Кабалина, Ольга Зеленова и Кира Решетникова проанализировали опыт предприятий, занятых оптимизацией персонала.
Человеческий капитал — одно из потенциальных преимуществ российской экономики
На недавно закончившемся Красноярском экономическом форуме Высшая школа экономики выступила организатором дискуссии «Роль человеческого капитала в развитии». Приводим краткие тезисы некоторых докладчиков.
Экономике поможет культура
Для развития экономики нужно сделать ставку на высококачественный человеческий капитал, нестандартные виды деятельности и инклюзивную институциональную среду, которая позволяет людям реализовывать свои таланты и формирует благоприятный климат для жизни. Такие контуры новой экономической стратегии наметил Александр Аузан в докладе на XVI Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
«Количество банков сокращается, но банковская жизнь продолжается»
Как изучать банки без абстрактного теоретизирования и нормативного дискурса? Узнать об этом можно на постоянном научном семинаре ВШЭ «Эмпирические исследования банковской деятельности», который отмечает свое пятилетие. Семинар открыт для студентов, аспирантов и преподавателей не только Вышки, но и других университетов.