Зарецкий Ю.П. Стратегии понимания прошлого: Теория, история, историография. М.: Новое литературное обозрение, 2011
Содержание этой книги можно рассматривать как конкретизацию нескольких общих представлений об историческом знании, которые сложились у ее автора в последние годы.
Зарецкий Ю.П. Стратегии понимания прошлого: Теория, история, историография. М.: Новое литературное обозрение, 2011 — ISBN 5-86793-062-9 — 384 с.
В представлениях о природе исторического знания в последние десятилетия произошли существенные перемены, одним из следствий которых стала проблематизация доступности прошлого для историка. Сегодня все больше становится очевидным, что создаваемые им картины в значительной степени обусловлены его собственной позицией по отношению к предмету изучения и теми исследовательскими стратегиями, которые он вольно или невольно использует. Причем в обоих случаях эти позиции и стратегии оказываются обусловленными конкретными социальными, политическими и культурными контекстами. Мысль об этой проблематичности развивается в различных сюжетах, вошедших в книгу профессора Высшей школы экономики Юрия Зарецкого. Большинство их относится к культурной истории европейского Средневековья и раннего Нового времени и связано с темой истории индивида. В книге также рассматриваются важнейшие понятия исторического знания («документ», «источник», «текст», «феодализм», «память», «национальная идентичность»), социально-политические условия формирования советской историографии, новейшие споры англо-американских историков о природе истории, различия в условиях производства исторического знания в современных российских и зарубежных университетах.
Содержание
От автора
I. ТЕОРИЯ
Глава 1. Документ для историка: источник, свидетельство, текст
Глава 2. «Модный» взгляд на старые вещи
Глава 3. История, память, национальная идентичность
II. ИСТОРИОГРАФИЯ
Глава 4. 1949 год, Москва, собрание медиевистов
Глава 5. Истории, которые у нас не пишутся
Глава 6. Сегодняшние беседы об истории по-английски
III. ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, АВТОБИОГРАФИЯ
Глава 7. От Мишле и Буркхардта до Фуко и Гринблатта
Глава 8. История европейской субъективности Мишеля Фуко
Глава 9. Средневековый индивид Гуревича
Глава 10. Историки и автобиографии
IV. ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Глава 11. Письмецо святого Алексея, человека Божия (Неоконченное приключение)
Глава 12. Зачем писать это?
Глава 13. Чудо о благочестивой попадье
Глава 14. Об одном реальном вымышленном воображаемом сообществе
V. ПРОИЗВОДСТВО ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Глава 15. Высшее образование сегодня
Глава 16. История в российском и американском университетах
Глава 17. Российский историк в Америке
Вам также может быть интересно:
«У гуманитарной науки в нашей стране исторический профиль»
В Высшей школе экономики прошел круглый стол, посвященный актуальным вопросам исторической науки и исторического образования, организованный при поддержке Российского исторического общества (РИО). В его работе приняли участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и председатель РИО, директор СВР Сергей Нарышкин.
«Вышка готовит не специалистов узкого профиля, а людей с широким кругозором»
С нового учебного года историки будут учиться в бакалавриате ВШЭ не четыре года, а пять лет. Что это: объективная необходимость или тихое возвращение к советской системе подготовки историков? Объясняет декан факультета гуманитарных наук Михаил Бойцов.
Тест: от заговоров до ДМС. Что вы знаете об истории отечественной системы здравоохранения?
100 лет назад у вас не получилось бы записаться в поликлинику — их не было. Редакция IQ.HSE составила тест, который поможет проверить, насколько хорошо вы ориентируетесь в истории здравоохранения.
Покайся и работай. Что общего между исповедью и советскими автобиографиями
Автобиографии в СССР писал почти каждый. С 1930-х годов они стали обязательными при оформлении документов — от приема на работу до получения наград. Эти личные свидетельства адресовывались государству, их составление формировало «советского человека» и напоминало Таинство покаяния перед Всевышним, утверждает профессор НИУ ВШЭ Юрий Зарецкий.
Введение в Даурскую готику. Что это за феномен и как он возник в Забайкалье
Медиевальный хоррор, вампиры, колдуны, таинственные монахи и восставшие мертвецы наряду с реальными историческими фигурами, сюжеты о Гражданской войне в России в ореоле мистики — такова самая простая формула Даурской готики. Об этом явлении и его развитии IQ.HSE рассказал его исследователь, доктор политических наук Алексей Михалев.
Библионочь в Высшей школе экономики: Шекспир, музеи и квесты
Почти 40 команд приняли участие в квесте «По страницам Басмании», организованном Высшей школой экономики в рамках ежегодной городской акции. В это же время в библиотеке университета ставили отрывки из «Ромео и Джульетты» и слушали лекции о театре.
Список литературы: советская историческая наука
Оправдание опричнины, сталинизм и попытки сохранить себя.
Как отправить сына учиться за границу в XVI веке
На примере истории швейцарских гуманистов Томаса и Феликса Платтеров попытаемся разобраться, с какими трудностями встречались родители XVI века, решившие отправить своего ребенка учиться в престижный зарубежный университет.
Запретное знание
Абсолютная свобода слова и совести в Древней Греции — миф. Каждый мог публично критиковать политиков, но высказываться о религии и мироустройстве было чревато. Философов приговаривали к смерти как безбожников, их учения запрещались, а книги горели на кострах. Феномен античной цензуры исследовал профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев.
Идеал женщины Третьего рейха
С 1934 года в национал-социалистической Германии выходил главный женский журнал NS-Frauen-Warte. Элла Россман, студентка магистерской программы «Историческое знание» Школы исторических наук НИУ ВШЭ, проанализировала визуальные образы в 10 номерах журнала за июль-декабрь 1941 года. В своей работе она исследовала пропаганду национал-социалистов в отношении семейной политики и феминности.