От токенов до городских промзон: в Вышке прошел первый молодежный форум по креативной экономике
В НИУ ВШЭ состоялся I Международный форум молодых исследователей креативной экономики. Молодые ученые, аспиранты и студенты обсудили ключевые тренды развития креативных индустрий экономики, влияние на их развитие пандемии COVID-19 и цифровизации, а также подходы к оценке креативного потенциала городов и регионов.
I Международный форум молодых исследователей креативной экономики стал молодежной площадкой международной научной конференции «Креативная экономика: на пути к посткризисному восстановлению и устойчивому развитию», организованной Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Участники молодежного форума — студенты и аспиранты — заранее присылали на конкурс свои исследования, лучшие из которых вошли в программу выступлений.
В фокусе молодых исследователей оказались разные темы — от музыки, написанной искусственным интеллектом, до развития креативных кластеров на месте бывших промзон в больших городах. Так, например, студентка Института экономики, государственного управления и финансов Сибирского федерального университета Екатерина Семенова взялась рассмотреть NFT как инструмент развития цифрового искусства. NFT — это невзаимозаменяемый токен (non-fungible token), то есть вид криптографических токенов, который уникален и не может подлежать обмену на другой. Цифровое искусство — это то, что создается с помощью гаджетов, например коллаж художника Beeple, который продали за рекордные 69 млн долларов (через NFT-токены).
NFT-токены стали важным и новым этапом в развитии финансирования искусства, отметила Екатерина Семенова. По ее словам, их привлекательность для креативной индустрии состоит в том, что они способствуют сохранению авторских прав на любой цифровой объект, который был приобретен подобным образом. Например, тот, кто купил ранее упомянутый коллаж Beeple, может не иметь его в физическом варианте, но являться единственным обладателем прав на данную картину. Поэтому технология NFT может найти применение в креативных индустриях экономики России и повлиять на инвестиционную привлекательность и темпы развития креативной сферы в экономике страны, полагает Екатерина Семенова.
Младший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории исследований мультисенсорного опыта пользователя городской среды НИУ ВШЭ Александр Михайлов посвятил свой доклад пространствам креативных городских кластеров. Он разбирал это явление на примере Басманного района Москвы.
Креативный кластер, по его словам, является неким онлайн- или офлайн-пространством, которое соединяет творческие индустрии и их представителей. Он привел результаты большого исследования, проведенного в рамках проектной группы «Культурная и гуманитарная география города». В нем были проанализированы кластеры на примере известного столичного арт-района, который включает в себя такие пространства, как Artplay, «Винзавод» и «Арма», расположившиеся на задворках Курского вокзала.
Для исследования кластеров особенно важны их взаимоотношения с окружающей территорией с точки зрения физического и экономического контекста, а также восприятия жителями района, пояснил Александр Михайлов. В приведенном примере выбор локации был обусловлен экономическими причинами: эта производственная зона максимально приближена к центру Москвы. Результаты исследования показали, что Басманный район в силу своего расположения и исторического развития всегда был местом развития креативности.
В то же время сказывается позитивное влияние этого пространства на другие креативные кластеры, так как они пытаются заимствовать некоторые отдельные практики «Винзавода», Artplay и «Армы», добавил Александр Михайлов.
Михаил Гершман, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Развитие креативных пространств в городах и в целом повышение инновационной привлекательности городов в большой степени зависят от активности действий властей. На примере Москвы мы видим, как старые промышленные зоны трансформируются в креативные кварталы. Возможно, их влияние на близлежащие районы пока недостаточно позитивно, но последовательная политика московского правительства по ревитализации старых территорий, улучшению облика города, привлечению и поддержке креативного предпринимательства (чем, в частности, занимается недавно созданное Агентство креативных индустрий) даст свои плоды в будущем.
Экспертное жюри с участием российских и международных исследователей, а также представителей Минобрнауки России высоко оценило работу Александра Михайлова. Аналогичной оценки удостоилась и Анна Шерстнева из МГУ, которая изучила, можно ли применить успешный опыт Лондона по развитию креативных кластеров для ревитализации промзон в Москве. В число фаворитов конкурса вошло также исследование Евгении Евпак и Григория Консона из НИУ ВШЭ, посвященное генеративной музыке как актуальному тренду мировой музыкальной индустрии.
Также на форуме молодых исследователей прозвучали доклады об отражении COVID-19 в творческих индустриях, о влиянии цифровых платформ на развитие креативной экономики, роли Instagram- и TikTok-блогинга в креативной экономике. Все участники форума получили рекомендации экспертов по своим исследованиям.
Текст подготовили стажеры-исследователи Лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ Анжелика Бутова и Яна Лысюк
Вам также может быть интересно:
Как креативные индустрии усиливают экономику Москвы
Масштабный креативный сектор — отличительная черта наиболее успешных глобальных городов. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в ходе новой волны измерения креативных индустрий зафиксировал заметный прирост их доли в экономике российской столицы. Развитые креативные индустрии повышают привлекательность Москвы для талантов и обеспечивают ее присутствие в топ-10 инновационных городов мира.
Территориальный брендинг обсудят на конференции в пространстве Creative Hub Школы дизайна ВШЭ
21 июня с 17:00 до 21:00 в пространстве CREATIVE HUB пройдет бизнес-конференция, посвященная тому, как кинофестивали, театральные события и паблик-арт интервенции помогают развивать территориальные бренды и поддерживать локальную креативную экономику. В программе — презентация «Города будущего» от СберСити, «Архитектурные излишества» и обсуждение креативных проектов.
«Весь мир — большое медиа»: эксперты ВШЭ на Российской креативной неделе
С 7 по 10 июля в Парке Горького прошла Российская креативная неделя — главное событие в секторе экономики, связанном с интеллектуальной деятельностью. Участники и гости РКН обсудили основные задачи и проблемы формирования стратегии национального креативного продукта. Эффективные модели работы и жизни в новой экономической реальности предложили на сессиях РКН и эксперты НИУ ВШЭ.
Российская креативная индустрия: потери и перспективы
Отечественная креативная экономика развивается недостаточно быстрыми темпами. Причина в общей экономической стагнации и, как следствие, в недостаточном спросе на предлагаемые креативными индустриями товары и услуги. НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» опубликовал первый выпуск научного дайджеста, темой которого стало «Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы».
Вышка измерила креативный капитал столицы
Эксперты Высшей школы экономики впервые представили результаты масштабного пилотного исследования креативных индустрий Москвы. Доля сектора в экономике города достигает 6,3%, почти три четверти добавленной стоимости креативного сектора столицы обеспечивают реклама, IT и телерадиовещание. Такие данные были представлены в ходе круглого стола «Креативные индустрии: содержание, измерение и меры поддержки».
Креативные индустрии: от теоретических моделей к реальным проектам
В начале XXI века стала популярна новая концепция "креативного класса". Это понятие стало широко использоваться после появления бестселлера социолога Ричарда Флориды "Креативный класс: люди, которые меняют будущее". В книге говорится о том, как представители творческих профессий формируют сегодня, по сути, новый общественный класс, который начинает определять не только развитие отдельных организаций, рост и процветание целых городов и регионов, но и мощь держав на мировой геополитической карте.