Большинство россиян не заметило кризис: исследование Вышки
Материальное положение, повседневная жизнь и психологическое здоровье большинства россиян в прошлом году не претерпели серьезных изменений. При этом кризис повысил мотивацию к созданию собственного дела и самозанятости. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Как россияне справляются с новым кризисом: социально-экономические практики населения», представленного на днях факультетом социальных наук (ФСН) НИУ ВШЭ.
Декан ФСН ВШЭ Андрей Мельвиль, открывая обсуждение, рассказал, что факультет запускает новую серию научных фундаментальных и практических исследований и представленный доклад — первый в этой серии. «Нужно, чтобы он стал одним из многих докладов, нам нужен портфель», — сказал декан ФСН.
Что предпринимали россияне в 2022 году, чтобы улучшить свое материальное положение? От чего им приходилось отказываться? Чего они опасаются и в состоянии ли планировать свое будущее? На эти и многие другие вопросы отвечает исследование Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ. Заведующий ЛЭСИ, первый проректор ВШЭ Вадим Радаев, представляя доклад, отметил, что он подготовлен на основе опроса, проведенного группой ЦИРКОН в октябре 2022 года, и дополнен данными других исследований и статистики.
У большинства семей повседневная жизнь, материальное положение и эмоциональное здоровье не изменились, констатировал он. «Доля тех, кто признал расстройство [эмоционального здоровья], не драматична, но показательно, что чем выше образование, тем люди чувствительнее, женщины жалуются на ухудшение чаще», — отметил Вадим Радаев.
В то же время россияне были вынуждены приспосабливаться к новым условиям. Людям пришлось больше трудиться и меньше развлекаться, откладывать крупные покупки и туристические поездки. Кризис также повысил мотивацию к созданию собственного дела и самозанятости. При этом около трети респондентов сообщили, что сумели сохранить все компоненты докризисного образа жизни. Стабильные отношения в семье способствуют более спокойному прохождению через кризис.
«Общий вывод: большинство россиян пока не ощутили значимых изменений в своей жизни и более половины говорят о стабильности ситуации. Люди устали нервничать», — резюмировал Вадим Радаев.
Он отметил, что авторы исследования стремились охватить максимально широкий круг вопросов, чтобы создать общую картину, а в будущем планируется углубленно разрабатывать отдельные темы.
Дискуссант, проректор ВШЭ, директор Института социальной политики ВШЭ Лилия Овчарова, отметила, что читала доклад как детективный роман. Опыт постсоветских кризисов позволяет россиянам сохранять оптимизм, полагает она, несмотря на снижение реальных располагаемых доходов.
«За постсоветский период россияне научились вести себя в кризис. То, что у нас за плечами пять кризисов, объясняет, что при негативных изменениях доходов населения субъективное благополучие показывает позитивный тренд», — сказала она. На ее взгляд, нынешние настроения можно назвать неустойчивой «позитивной неопределенностью».
Она отметила, что необходимо уделять внимание положению не только бедных, но и среднего класса. «Если семья базового среднего класса не сможет обеспечивать свой привычный стандарт жизни, она будет корректировать свое репродуктивное поведение», — считает она и добавляет, что, если игнорировать отстающий рост зарплаты базового среднего класса, «нового общественного договора не получится».
В обсуждении доклада также приняли участие научный руководитель ВШЭ Ярослав Кузьминов, директор Центра социокультурных исследований ВШЭ Александр Татарко, заместитель проректора ВШЭ Мария Нагерняк, профессор ФСН Ольга Малинова, профессор-исследователь ФСН Леонид Поляков, научный руководитель исследовательской группы ЦИРКОН Игорь Задорин и директор проектов Фонда «Общественное мнение» Людмила Преснякова. Модератором семинара выступил заместитель декана ФСН ВШЭ Денис Стукал.
Вам также может быть интересно:
«Лучшее лекарство от хандры»: что ученые думают о шопинге
«Жизнь как затянувшаяся лихорадка покупок» — такой теме был посвящен традиционный 23-й рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ, состоявшийся 24 декабря. Его участники обсудили фильм «Шопоголик» 2009 года.
Психологи из НИУ ВШЭ узнали, как любовь к животным влияет на отношения с людьми
Ученые из НИУ ВШЭ выявили связь между привязанностью к домашним питомцам и отношением к природе и другим людям. Выяснилось, что чем сильнее радость от общения с питомцем, тем больше желания помогать людям, однако любовь к животным не всегда связана с заботой о природе. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Psychology and Society.
Работать во благо своей страны: как россияне понимают патриотизм
Что, по мнению россиян, значит быть патриотом, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года. Большинство респондентов (74%) считают, что для того, чтобы быть патриотом, нужно просто любить свою страну.
Гордость и спокойная уверенность: какие эмоции у россиян вызывает их гражданство
Гордость и спокойная уверенность— чувства, которые испытывает большинство россиян в связи со своим гражданством, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года.
«Социология живет, если она востребована обществом»
В День социолога на факультете социальных наук ВШЭ состоялся паблик-ток «Социологическая профессия в автобиографической перспективе». В ходе встречи профессора — кто-то очно, кто-то дистанционно — поздравляли коллег с профессиональным праздником, делились подробностями своего пути в науке и отвечали на вопросы студентов.
Хорошие поступки приносят россиянам моральное удовлетворение
Исследователи из НИУ ВШЭ проанализировали, почему человек чувствует себя счастливее, когда помогает другим. Оказалось, что радость обусловлена разными причинами в зависимости от того, кому мы помогаем — близким или посторонним. И в том и в другом случае счастье приносит моральное удовлетворение хорошим поступком, но помощь близким также связана с удовлетворением потребности в принадлежности и принятии другими людьми, а незнакомцам — с чувством независимости. Результаты опубликованы в Journal of Social and Personal Relationships.
Пьющей молодежи в России стало вдвое меньше
Социологи из НИУ ВШЭ на основе данных показали, что доля россиян в возрасте от 14 до 22 лет, употребляющих алкоголь, упала за последние полтора десятилетия более чем вдвое. Но в пьющих семьях подростки чаще следуют этим привычкам, особенно если родители злоупотребляют спиртным и если в семье нет отца.
Оказание помощи другим людям улучшает жизнь и психологическое самочувствие россиян
Исследовательница из НИУ ВШЭ Екатерина Настина установила, что чем чаще россияне оказывают помощь другим людям — как близким, так и незнакомым — тем больше они удовлетворены своей жизнью. Однако если человек старше 50 лет или для него важны ценности социальной справедливости, то помощь близким не оказывает существенного влияния на его психологическое благополучие. А вот просоциальное, альтруистическое поведение по отношению к незнакомцам в равной степени благоприятно для людей всех возрастов и убеждений. В исследовании приняло участие 757 респондентов. Статья с его результатами опубликована в «Социологическом журнале».
Умение подстраиваться под обстоятельства способствует стройности фигуры
Ученые из Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ совместно с коллегами из научных центров Германии, Австралии и Китая прояснили связь веса людей в разных странах с национальными культурными особенностями. Анализ выполнен на большом объеме данных из 51 страны мира. Выяснилось, что ожирение положительно связано с индивидуализмом. Однако характерно это только для мужчин. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Science & Medicine.
Современные люди тратят ⅙ часть жизни на собственную красоту
Ученые из НИУ ВШЭ вместе с коллегами из разных стран провели крупнейшее межкультурное исследование, посвященное внешности. Оказалось, что люди во всем мире в среднем тратят на красоту 4 часа в день. При этом забота о внешности не зависит от пола, а пожилые беспокоятся о красоте почти так же, как молодые. Самое серьезное влияние на стремление к совершенству оказывают социальные сети. Результаты работы опубликованы в журнале Evolution and Human Behavior.