«Каждая статья на NeurIPS — значительный результат»
Сотрудники факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ представят 12 своих работ на 37-й конференции NeurIPS. Conference and Workshop on Neural Information Processing Systems — одно из самых значительных событий в сфере искусственного интеллекта и машинного обучения. В этом году она пройдет с 10 по 16 декабря в Новом Орлеане (США).
В 2023 году рецензенты NeurIPS получили на рассмотрение свыше 13 тысяч статей, из которых менее 4 тысяч были отобраны для представления на конференции. Среди них оказались 12 работ исследователей ФКН, в том числе от Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ.
Полный список статей ФКН на NeurIPS
Статья “Entropic Neural Optimal Transport via Diffusion Processes”, подготовленная при участии профессора-исследователя Дмитрия Ветрова, станет одним из 77 избранных докладов, которые будут представлены в рамках конференции.
Алексей Наумов
«Каждая статья на NeurIPS считается значительным результатом, к которому стремятся научные коллективы по всему миру. Итогом работы нашего факультета стали 12 статей — это повод для вполне уместной гордости. Такая высокая оценка нашей работы — это подтверждение высочайшего уровня исследований, проводимых сотрудниками ФКН. Среди тем статей в этом году — большие языковые модели, обучение с подкреплением, оптимизация и многие другие актуальные научные вопросы», — отметил заведующий Международной лабораторией стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных Алексей Наумов.
Дарина Двинских, доцент департамента больших данных и информационного поиска ФКН, и Ильдус Садртдинов, стажер-исследователь Центра глубинного обучения и байесовских методов ФКН, рассказали о своих научных работах.
Дарина Двинских
— Мы рассматривали задачу минимизации негладкой стохастической функции при предположении, что вместо градиентной информации доступ имеется только к реализациям значений целевой функции, возможно зашумленным. Основной мотивацией для рассмотрения такого безградиентного оракула служат различные приложения в медицине, биологии и физике, где целевая функция может быть вычислена лишь посредством численного моделирования или в результате реального эксперимента, что делает невозможным использование автоматического дифференцирования.
В статье мы предложили алгоритм, оптимальный по оракульной сложности, итерационной сложности и максимальному уровню допустимого шума (возможно, состязательного). Новый алгоритм сходится при менее ограничительных предположениях, чем существующий оптимальный алгоритм. Поэтому предложенный алгоритм может быть применим к более широкому классу задач, в которых шум может иметь тяжелые хвосты.
Ильдус Садртдинов
— В нашей статье мы исследуем, как наиболее эффективно ансамблировать нейронные сети в постановке обучения с переносом знаний (transfer learning). Сложность задачи состоит в том, что обычно доступна только одна предобученная модель, и нейронные сети, которые мы дообучаем из нее, выдают похожие предсказания. Как следствие, их ансамбль имеет не очень высокое качество.
В работе мы показываем, что существующие методы ансамблирования не очень подходят к постановке обучения с переносом знаний. Мы предлагаем нашу модификацию одного из методов, которая лучше соответствует специфике постановки. Попутно мы разрабатываем дополнительную интуицию, как устроен ландшафт функции потерь, когда мы дообучаем предобученную модель на новые данные.
Безносиков Александр Николаевич
Вам также может быть интересно:
В Вышке рассчитали экономический эффект от внедрения технологий ИИ в России
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ оценил потенциальный экономический эффект от внедрения и использования технологий искусственного интеллекта в отраслях российской экономики до 2035 года. Эксперты также предположили, каким должен быть объем ресурсов, которые потребуются организациям для освоения данного класса технологий.
Мегасайенс, ИИ и суперкомпьютеры: Вышка расширяет сотрудничество с ОИЯИ
Специалисты по компьютерным технологиям НИУ ВШЭ и Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) обсудили сотрудничество и совместные проекты на встрече в Лаборатории информационных технологий им. М.Г. Мещерякова (ЛИТ). Со стороны ВШЭ в дискуссии участвовали заведующий Лабораторией вычислительной физики МИЭМ Лев Щур и сотрудники Научно-учебной лаборатории методов анализа больших данных факультета компьютерных наук Денис Деркач и Федор Ратников.
Искусственный интеллект предсказал поведение квантовых систем
Ученые ВШЭ совместно с коллегами из Университета Южной Калифорнии разработали алгоритм, который быстро и точно предсказывает поведение квантовых систем — от квантовых компьютеров до солнечных батарей. С его помощью удалось смоделировать процессы в полупроводнике MoS₂ и выяснить, что на движение заряженных частиц влияет не только количество дефектов, но и их расположение. Эти дефекты могут замедлять или ускорять перенос заряда, создавая эффекты, которые раньше было сложно учесть при применении стандартных методов. Исследование опубликовано в журнале The Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).
Вышка запускает курс повышения квалификации по ИИ в образовании
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ запускает курс повышения квалификации по искусственному интеллекту в образовании. Программа предназначена для педагогов, преподавателей, методистов, планирующих интегрировать технологии ИИ в учебный процесс, а также для управленческих команд образовательных учреждений, заинтересованных в улучшении образовательных процессов через внедрение ИИ.
«Многие хотят создавать продукты на базе ИИ и стать конкурентоспособнее»
В 2024 году на магистерскую онлайн-программу «Искусственный интеллект», реализуемую факультетом компьютерных наук ВШЭ, поступило рекордное количество первокурсников — более 300. Откуда такой высокий интерес к ИИ, как строится обучение и какими новыми компетенциями будут обладать выпускники программы, рассказала ее академический руководитель Елена Кантонистова.
Динамику ESG в мире обсудили на международной конференции по вопросам устойчивого развития в Вышке
Участники форума «ESG Corporate Dynamics: the Challenges for Emerging Capital Markets» обсудили использование ИИ в сфере устойчивого развития, влияние климатической уязвимости на привлечение институциональных инвесторов, тренды ESG-политики в Южной Корее и Китае, разработку интегральной ESG-модели для оценки вероятности дефолта компаний и многие другие вопросы. В работе конференции, организованной факультетом экономических наук ВШЭ, приняли участие более 20 ученых из ведущих университетов Китая, Египта, Малайзии и других стран.
Исследователи из ВШЭ разработали Python-библиотеку для анализа данных движений глаз
Исследовательская группа из Высшей школы экономики разработала Python-библиотеку EyeFeatures, предназначенную для анализа и моделирования данных движений глаз. Инструмент призван облегчить работу ученых и разработчиков, предоставляя им возможность эффективно обрабатывать сложные данные и строить предсказательные модели.
Достижения Вышки в сфере ИИ представили на AIJ
На площадке международной конференции AI Journey состоялась сессия под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко, посвященная достижениям российских исследовательских центров в области искусственного интеллекта. Руководитель Центра ИИ ВШЭ Алексей Масютин представил ключевые разработки исследователей центра.
Фантастика vs реальность: ВШЭ и Евразийский НОЦ обучили преподавателей Башкортостана работе с ИИ
В начале ноября в Уфе состоялось обучение по программе повышения квалификации «Искусственный интеллект и его применение в научных исследованиях» для преподавателей и ученых Республики Башкортостан. Организаторами программы выступили Центр непрерывного образования ФКН НИУ ВШЭ и Евразийский научно-образовательный центр. Обучение было реализовано в сетевой форме по трем направлениям: гуманитарному, естественно-научному и техническому.
Искусственная революция: как ИИ меняет образование
Искусственный интеллект стремительно ворвался в образовательное пространство и стал помощником и напарником студентов и преподавателей. Сегодня владение ИИ-инструментами становится универсальной компетенцией и требует от педагогов освоения новых навыков и подходов как к учебному процессу, так и к оцениванию успехов студентов.