Массовое высшее образование — конкурентное преимущество России?
19 ноября ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в заседании Общественного совета при Минобрнауки России, сделав доклад на тему "Кого готовит высшая школа, и кто требуется стране?"
Открывая заседание Общественного совета, его председатель, главный редактор журнала "Огонек" Виктор Лошак рассказал, что на некоем сайте, где публикуются предложения о работе для выпускников вуза, перечень вакансий начинается с должности "водитель-экспедитор". Тем самым был задан тон обсуждения: неоднократно звучала мысль о том, что выпускники вузов часто работают не по специальности, равно как и вопрос, нужно ли так много вузов и так много дипломированных специалистов.
Ярослав Кузьминов сделал основной доклад, заострив ключевые проблемы, возникающие на современном этапе развития российской высшей школы, и предложив способы их решения. Некоторые тезисы его доклада перекликались с выводами исследования региональных систем высшего образования, недавно представленного Исаком Фруминым на семинаре Института развития образования ГУ-ВШЭ, а также с другими исследованиями, которые проводились и проводятся в Вышке (например, Мониторинг экономики образования). Таким образом, на дискуссионной площадке Минобрнауки, каковой, по большому счету, является Общественный совет, выводы ученых ГУ-ВШЭ были донесены не только до представителей общественности, но и до тех, кто принимает решения в образовательной политике. На заседании присутствовали министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, его заместитель Исаак Калина, руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова.
Ректор Вышки считает, что в нашей стране нет общепринятого в других странах деления систематического послешкольного образования на три рынка: массовое образование (бакалавриат), образование высоких профессиональных квалификаций (магистратура) и прикладной бакалавриат (подготовка квалифицированных исполнителей). Вузы пытаются одновременно дать и общее образование (1/3 нагрузки — общеобразовательные предметы), и квалификации, а эти задачи, как показывает практика, носят разнонаправленный характер.
Подготовка квалифицированных исполнителей ведется в ПТУ и техникумах, где образование по определению не считается престижным. Зачастую родители считают, что их ребенку лучше получить плохое образование в вузе, чем хорошую профессию в техникуме. Ярослав Кузьминов полагает, что система начального и среднего профессионального образования в России имеет тупиковый характер и не соответствует запросам большинства населения. Аргумент в защиту существующей системы звучит примерно так: "да, в ПТУ плохо учат, но мы там ребят от улицы удерживаем". При этом во всех странах, за исключением России и Германии, квалифицированных исполнителей готовят в вузах по программам технического (прикладного) бакалавриата.
Если учитывать и профессиональные колледжи, в России сегодня на 10 тыс. населения приходится 620 студентов — в 2 раза больше, чем в США и Финляндии. На 7,5 млн. студентов приходится 3 тыс. вузов и филиалов. "Несмотря на рост спроса на высшее образование, его предложение выросло более быстрыми темпами, — считает Ярослав Кузьминов. — Поэтому если раньше мы направляли усилия на регулирование спроса (например, вводили ЕГЭ), то сейчас нужно переходить к регулированию предложения".
Возникает вопрос: зачем люди идут в вузы? Социологические опросы показывают, что ожидания связаны с перспективой получить хорошо оплачиваемую работу, сделать карьеру, стать специалистом, "который везде нужен", но эти ожидания не связаны с конкретной профессией. Заниматься наукой во время обучения в вузе хотят лишь 5% опрошенных. При этом люди надеются, что высшее образование сильно повлияет на рост зарплаты, — их ожидания в два раза превышают фактическую отдачу. Высшее образование считается "социальным лифтом" во многих случаях необоснованно. Разумеется, предпочтение отдается тем профессиям, представители которых ничего не создают, а просто "перераспределяют собственность". Лишь 12% семей проявляют интерес к инженерному (техническому) образованию.
Тем не менее ректор Вышки уверен, что массовое высшее образование может стать конкурентным преимуществом России. Единственное условие: нужно сделать его качественным.
Сегодня вузы продолжают готовить негибких специалистов, до половины выпускников не работает по специальности, происходит девальвация магистратуры и аспирантуры (туда идут, чтобы "пересидеть"), до половины выпускников получает массовое дистанционное образование заведомо пониженного качества, 80% выпускников последних лет никогда не участвовали в исследованиях и проектной деятельности. В вузах доминируют школьные формы обучения (выучил — сдал), нередко встречается нечестное поведение студентов (например, плагиат), работодатели не заинтересованы в работе с вузами: проще доучить специалистов своими силами.
Что можно сделать для исправления ситуации?
Предлагается провести "оздоровление вузов, ориентированных на академическое обучение", превратить среднее профессиональное образование в прикладной бакалавриат, создавать центры обучения современным технологиям. Объединение вузов возможно только в условиях сохранения конкуренции. Это осуществимо в городах-миллионниках, где вузов достаточно, но в городах с меньшим количеством населения это вряд ли будет успешно. Необходимы жесткие требования к открытию магистерских программ — прежде всего проведение исследований в вузах. Нужны "правильные" стимулы для преподавателей (сегодня их стимулируют за количество, а не за качество работы). Сокращение излишних нагрузок преподавателей вне основного места работы произойдет "автоматически", как только будут закрыты филиалы, дающие некачественное образование. Ярослав Кузьминов рассказал об опыте Вышки по внедрению системы "Антиплагиат" — за год количество выявленных фактов плагиата сократилось на треть — и предложил другим вузам последовать ее примеру. Еще один важный фактор — создание аккредитационных механизмов с участием потребителей образовательных услуг.
Следующий докладчик — председатель Совета директоров ОАО "Трубная металлургическая компания" Дмитрий Пумпянский — представлял тех самых потребителей, о которых шла речь. Он согласился с основными положениями доклада Ярослава Кузьминова и раскритиковал систему образования за то, что она не готовит кадры, которые нужны промышленности: "Преподаватели — это те же люди, что и двадцать пять лет назад, в тех же костюмах и с тем же менталитетом". Что касается студентов, то их все равно нужно переучивать. Для решения проблемы качества он предложил "убивать доступность высшего образования" — закрывать филиалы и концентрировать вузы в крупных городах, при этом "конкуренция не исчезнет, так как вузов очень много". По его мнению, студенты плохо учатся, потому что высшее образование слишком просто и доступно.
Столь радикальный подход не нашел поддержки у участников заседания. Член Общественного совета, главный редактор "Эха Москвы" Алексей Венедиктов возразил, что "высокий уровень доступности — это грандиозный плюс на стартовой позиции", то есть при поступлении в бакалавриат, а уровень доступности магистратуры может быть ниже. Ярослав Кузьминов опроверг тезис об "убийстве доступности" так: "Высшая школа исполняет у нас обязанности старшей средней школы. Ведь старшая школа у нас не дает иностранный язык, логику, основы права и экономики, и это приходится изучать в вузе. Наше высшее образование не может быть недоступным, так как школа не до конца выполняет свои обязанности по обеспечению социализации личности: не дает коммуникативных навыков, способности понимать рынок и защищать свои права на рынке". Еще один докладчик — ректор Российского нового университета Владимир Зернов — сказал, что вузы должны обеспечивать студентам занятия спортом, и ректор Вышки прокомментировал это так (в шутку, разумеется): "Тогда не только преподаватель будет читать лекции на бегу (имеется в виду, что преподаватели бегают с лекциями по нескольким вузам. — Б.С.), но и студенты будут их слушать на бегу".
Еще один тезис из доклада Ярослава Кузьминова, на который обратили внимание участники заседания, — о важности занятий наукой и для студентов, и для преподавателей. В дискуссии о преподавателях-исследователях точку поставил министр Андрей Фурсенко: "Если человек преподает математику и историю, то должен ее чувствовать, а это невозможно, если ты только читаешь чужие учебники. Если преподаватель не воспринимает то, что он делает, с творческих позиций, то у него мало шансов заинтересовать студентов".
Ближе к завершению заседания Общественного совета выяснилось, что на него были приглашены руководители двух региональных вузов — ректор Тульского государственного университета Михаил Грязев и первый проректор Пензенского государственного университета архитектуры и строительства Владислав Худяков. Оба доклада представляли собой отчеты о достижениях их вузов — получалось, что там все хорошо: нет проблем ни с качеством образования, ни с профессорско-преподавательским составом, ни с наукой, ни с трудоустройством студентов. Просто фантастические связи налажены с промышленностью: у пензенского вуза заключены договоры аж с более чем 700-ми предприятиями, на этом основании "формируется пакет заказов до 2017-го года". Учебным планом предусмотрено пять видов практик — технологическая, экономическая, производственная, управленческая и преддипломная. Эти практики "проводятся в организациях, учреждениях, на предприятиях — местах будущего трудоустройства согласно предварительному распределению студентов". И т.д. и т.п. Главная беда — качество выпускников школ. Есть еще проблемы с материально-техническим обеспечением, поскольку эти вузы не стали победителями конкурса инновационных программ нацпроекта "Образование".
Выслушав доклады и уточнив у пензенского коллеги процент выпускников, работающих по специальности (97%!), Алексей Венедиктов заявил с журналистской прямотой: "Тогда все, что говорил Кузьминов, — туфта! Нет проблем с наукой и трудоустройством студентов — тогда зачем мы тут сидим? Нужна ли реформа системы? Или есть замечательные коллективы и замечательные ректоры, которые исправляют пороки системы?" Андрей Фурсенко задал Владиславу Худякову провокационный вопрос: "Готовите ли вы экономистов?" И получил исчерпывающий ответ: "Да. По специальности "Экономика и управление на предприятиях строительства". Там большой конкурс. В Пензенской области не хватает сметчиков-экономистов".
"Мы предложили рассмотреть опыт этих вузов как позитивную иллюстрацию к заседаниям совета. Еще для нескольких заседаний мы сможем подобрать такие же хорошие вузы, а затем возникнут сложности", — дипломатично резюмировал замминистра Исаак Калина, но тут же раскритиковал тезис о низком качестве выпускников школы: "Как показывает практика, наши далеко не лучшие выпускники школ в зарубежных вузах становятся лучшими студентами. Только наши вузы все время почему-то недовольны выпускниками школ. Задачи развития школы, абсолютно точно поставленные в послании Президента России 5 ноября 2008 года, не дают индульгенцию вузовским работникам для оправдания качества работы вузов". И предложил вариант решения проблемы: "Если в ваш конкретный вуз не идет достаточное для обеспечения конкурса количество хорошо подготовленных абитуриентов и вы берете тех, кто подготовлен плохо, значит, вы нарушаете закон, согласно которому в вузы на конкурсной основе поступают наиболее подготовленные абитуриенты. Тогда сократите прием!"
"Система, которая базируется на качествах конкретного человека, ненадежна, — подвел итог Андрей Фурсенко. — Есть ведь негативные примеры. Когда мы делаем доступное образование некачественным, то обманываем людей, которые надеются получать высокие зарплаты по окончании вуза". Министр согласился с тезисом Ярослава Кузьминова о необходимости жесткого контроля в процессе обучения студентов и отверг идею Дмитрия Пумпянского об "убийстве доступности образования": "Я не согласен с тем, что нужно вернуться к показателям советского периода, когда максимум 20% выпускников школы шли в вуз, но считаю некорректным поощрять студентов, которые не могут учиться".
Борис Старцев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования
Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
Стартовал VII сезон Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал»
В Москве прошла пресс-конференция, посвященная открытию VII сезона Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» — флагманского проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей». Масштабное образовательное состязание нового формата реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.
Надзор и мониторинг: как должно оцениваться качество образования
Как трансформировалась система оценки качества образования и как она будет развиваться в дальнейшем, обсудили на круглом столе «Контроль, надзор, качество: первые итоги регуляторной гильотины в образовании», который прошел в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.
«Университет — это не башня из слоновой кости»
В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.
Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%
Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»
Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.
Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье
Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.
Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры
Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.